Вальгалла: Рагнарёк (Valhalla), 2019, Фенар Ахмад
Антон Фомочкин о новом фильме Фенара Ахмада
Поставленный по комиксу Петера Мадсена фильм на родине был встречен с опаской: по простой причине – та “Вальгалла”, которая была в первоисточнике, это этакий детский “Астерикс и Обеликс”, крайне доступная для детей, ставшая для многих поколений канонической версия “Старшей Эдды”. Яркие краски, комические ситуации, проводники – подросткового возраста главные герои, через которых просто ассоциировать себя в открывшемся мире скандинавских Богов. Ахмад – режиссер иной природы, и несмотря на все, несомненно, искренние слова о том, какое значение эти новеллы обрели для него в отрочестве, он видит любую историю в красках более темных и реалистичных. Получается интересный парадокс: выросший ребенок поклонник серии ее экранизирует, но его субъективное видение не совпадает с общим и вызывает у некоторых отторжение.
Кадр из фильма “Вальгалла: Рагнарёк”
Проблемой стало также то, что выпуски “Вальгаллы” перестали выходить чуть более десяти лет назад, и разрыв между поколениями не случился. Рассматривая эту концепцию без знания контекста, можно лишь подивиться тому негативу который пошел в сторону режиссера. “Вальгалла: Рагнарёк” – поучительная сказка, выполненная в эстетике европейских мрачных историй о детях, в которых мир имеет еще и тени, а не только положительные или отрицательные черты. От Диккенса до Гауфа. Ахмад так мыслит, в его предыдущей работе цивилизованный и густонаселенный город становился площадкой для древнегреческой трагедии, мести вопреки социальному статусу. “Преисподняя” – это в прямом смысле сошествие в ад. Мотивы эти продолжаются и в новом фэнтези-проекте, где выбор остается за героями: вопрос вознесения или падения можно заметить и там, где, казалось бы, ничего, кроме легенды, нет.
У Ахмада как наркобароны и прочие криминальные элементы могли стать сверхлюдьми в вопросах выживания, поединков и перестрелок, так и скандинавские Боги имеют черты простых людей
У Ахмада как наркобароны и прочие криминальные элементы могли стать сверхлюдьми в вопросах выживания, поединков и перестрелок, так и скандинавские Боги имеют черты простых людей. Испытание, которое проводит Локи в фильме, не таит в себе хитрости, в этом мире все – проверка характера. Семейные узы дробятся через вопрос поколения, у юных главных героев, отправившихся вслед за Тором в небесный чертог, привязка к своей семье достаточно формальна и касается быта, их первоочередно интересует возможность следить за хозяйством, а не крепкие отношения, построенные на заботе. Это в большей степени проблема определения дома. Братско-сестринские отношения в этой иерархии выше, что также мотив использованный в “Преисподней”. Любая борьба добра со злом – всего лишь очередной этап в процессе самоопределения себя перед взрослой жизнью. Сделана “Вальгалла”, впрочем, эффектно, на зависть, визионерский дар у Ахмада не отнять.