В метре друг от друга (Five Feet Apart), 2019, Джастин Бальдони
Виктория Горбенко рецензирует очередную историю о невозможности любви
Стелла больна кистозным фиброзом, вызывающим тяжёлые нарушения функций легких и исключающим близкий контакт между больными. Систематически, когда ее подружки отправляются на каникулы в предвкушении нескончаемого праздника и безопасного секса, она ложится в больницу. Персонал ее знает и любит, пациенты который год одни и те же, план лечения известен – ничто не вызывает обострения обсессивно-компульсивного расстройства, которым тоже страдает девушка (будто муковисцидоза было мало), пока в отделении не появляется новенький Уилл. У него тот же диагноз, но в добавок он заражен цепацией, мерзкой бактерией, в разы сокращающей продолжительность жизни больных и увеличивающей опасность контакта с ними. Начав с активных попыток навести порядок в лечении подзабившего на него юноши (какая разница, все равно умирать), Стелла постепенно влюбляется. И это, конечно, взаимно.
Кадр из фильма “В метре друг от друга”
Когда-то один из влюбленных обязательно угасал бы от рака (второй вариант – СПИД, но такой диагноз слишком радикален для подросткового кино). Современные романтические фильмы в погоне за драматизмом исследуют дивный новый мир более оригинальных недугов. Недавно, к примеру, вышел фильм «Полночное солнце» (правда, это ремейк – японцы начали обрабатывать благодатную почву более десяти лет назад), героиня которого страдала редким заболеванием кожи, из-за которого не могла появляться под солнечными лучами. В этом нет ничего плохого. С одной стороны, привлекается внимание общественности к малоизвестной проблеме. С другой – сценаристы получают простор для фантазии: какие оригинальные места подойдут для ночных свиданий? как будут развиваться отношения, не просто платонические, а лишенные возможности тактильного контакта?
Конечно, это все ухищрения сугубо формальные, и, если пытаться подвергнуть подростковую мелодраму анализу в рамках жанра, в ней не найдется ничего уникального. Схема давно отработанная: влюбленные пытаются воспротивиться воле рока и, что ожидаемо, терпят поражение. Все остальное – разной степени удачности детали, помогающие зрителю проникнуться к симпатией и сочувствием к героям за короткие два часа экранного времени. Трюфели, разлетающиеся по палате вперемешку с осколками стекла. Бильярдный кий, фиксирующий непреодолимую дистанцию. Разноцветные баночки с таблетками, выстроенные ровными рядами, чтобы зафиксировать рассыпающуюся с каждым приступом кашля вселенную.
Тренд, заданный еще в 2014 году экранизацией бестселлера Джона Грина «Виноваты звезды», с одной стороны, делает просмотр мелодрам не таким стыдным. С другой же, эта постмодернистская усмешка, маскирующая страх говорить серьезно о серьезном, еще сильнее высвечивает человеческую хрупкость.
Кроме того, можно с ностальгией вспоминать любимые мелодрамы 1990-х, но тинейджерам гораздо интереснее наблюдать за персонажами, которые одеты, как они, разговаривают, как они, и имеют те же интересы, что и у них. Каждому поколению нужны свои герои, идентификация с которыми будет проходить максимально легко. На роль такого героя вполне подходит Коул Спроус, получивший известность благодаря роли бунтаря в сериале «Ривердейл». А если вы чуть постарше, то легко вспомните его дуэт с Адамом Сэндлером в драмеди «Большой папа» или чуть более позднюю и чуть более интересную работу в провокативном фильме Азии Ардженто «Цыпочки» (тут бы пошло пошутить про причину, по которой Азия опозорила славное движение #МеТoo). Исполнительница главной женской роли Кейли Лу Ричардсон не уступает своему партнеру в обаянии. Это легко проверить, посмотрев «Коламбус» Когонады (а можно его посмотреть и без всяких причин, кино достойное) или, например, симпатичную историю взросления «Почти семнадцать».
«В метре друг от друга» – хорошая возможность узнать кое-что о современных подростках. Они с вызовом и юмором относятся к своей конечности, что сложно было представить, например, в убийственно серьезном «Спеши любить». Тренд, заданный еще в 2014 году экранизацией бестселлера Джона Грина «Виноваты звезды», с одной стороны, делает просмотр мелодрам не таким стыдным. С другой же, эта постмодернистская усмешка, маскирующая страх говорить серьезно о серьезном, еще сильнее высвечивает человеческую хрупкость. Бальдони, на удивление, очень точно уловил этот нюанс, а Ричардсон здорово отыграла моменты, когда нестерпимая физическая боль проступает за широкой улыбкой и жизнерадостными интонациями, транслируемыми во влоге. Самое же главное то, что, в отличие от своих предшественников, эти дети научились принимать взвешенные решения и наконец-то поняли, что жизнь больше, чем любовь.