Рецензируя наркотическую эпопею Винса Гиллигана, Стас Селицкий аттестует ее телевизионным GTA, комиксом о свободе маленького человека

Завязка самого успешного телевизионного шоу последних лет Breaking Bad краткая и ненавязчивая — школьный учитель химии Уолтер Уайт, узнав, что жить ему осталось совсем немного, решает начать изготовление наркотиков. Давайте определимся, правда ли знаменитый сериал оставит после себя такое богатое культурное наследие?

«Тяжкие» начинались, как черная комедия положений ― мистер Уайт в трусах и фартуке, бегающий с пистолетом в пустыне, после удачной варки метамфетамина пытается покончить с собой. За плечами уже разборка с барыгами, хамство в общественным местах, впереди — твердая непоколебимость продолжить занятие криминалом после того, как пистолет даст осечку. От начала и до конца протагонистом остается персонаж Брайана Крэнстона ― ирландец среднего роста предпенсионного возраста. Он тяжело и очень часто дышит ртом, то и дело изображает растерянность, бегая глазками, что крайне раздражает. Калейдоскоп смены имиджа имеет минимум три основы: учитель в очках, бритоголовый дядька с дьявольской бородкой, а в конце — потный обросший забулдыга в военной куртке «Таксиста» Мартина Скорсезе.

Оставаясь предательски тщедушным, мистер Уайт иногда, как говорится, жжет напалмом: нагло берет жену сзади, пугает бедных нарколыг и учащенно посылает всех на три буквы

С отсылками в «Тяжких» дела обстоят особым образом — они вроде как и есть, а вроде как и нет. Сериал не собран из старых элементов, но они есть в наличии (отрывок в гостях мексиканского картеля), нет и вещей и чисто для галочки. BB прогрессивный и регрессивный в одно и то же время — никакая шутка или находка не повторяется здесь два раза, при этом действие каждый раз выдает новый стиль, будто его где-то подсмотрели. На самом деле оммаж сериала настолько обширен, что достоин Квентина Тарантино: дон Илладио появился из бородатого сериала «Американский мафиози», а штат Нью Гемпшир со слоганом «Живи свободным или умри» на номерных знаках автомобилей прямиком из «Клана Сопрано», и так далее. К слову, шоу часто сравнивают с более зрелым HBO’м приятелем, но стоить отметит, что «Сопрано» так и остался мылом для интеллектуальных эстетов, когда как «Тяжкие» стали натуральным кинокомиксом с карикатурными, но все-таки живыми героями, и забористой клюквой. Учитель-подрывник, дуэт молчаливых мексиканцев, ну вы поняли.

Конечно, от чисто мыльных атрибутов избавиться не удалось — действие здесь любят растягивать, как масло на хлебе, к тому же семейной конфликтологии уделяется явно больше времени, чем хотелось бы. По этой причине самым динамичным и удачным сезоном можно считать первый, когда из-за забастовки сценаристов старт пришлось сократить на несколько серий. Но в то же время сериал предлагал какую-то свою пугающую действительность — проститутки с гнилыми зубами из-за приема наркоты, дети-убийцы, как в «Городе Бога» и даже появившийся ближе к окончанию бандитский фатализм.

Популярность «Тяжких» можно объяснить и следующим образом — для американцев этот сериал стал чем-то вроде телевизионного GTA. Это история об обычном неудачнике из среднего класса, обремененного кредитами и семьей. Оставаясь предательски тщедушным, мистер Уайт иногда, как говорится, жжет напалмом: нагло берет жену сзади, пугает бедных нарколыг и учащенно посылает всех на три буквы. Это та свобода, которой некоторым откровенно недостает.

kinopoisk.ru-Breaking-Bad-2246603

Стас Селицкий