Десять лучших фильмов 2014 года по версии Ив Мольер

10. Проклятие Аннабель 

Благословленная одним из отцов «Пилы», Аннабель ожидаемо отличилась на поприще хорроров 2014 года. Отличилась, правда, не сюжетной линией, которая предсказуемо пресна и поверхностна (на уровне противостояния белокурого добра и когтистого зла), но грамотно созданной атмосферой и потрясающей куклой — лучшей, наверное, со времен драйвовой «Мертвой тишины». Любимая игрушка Люцифера, нареченная Аннабель, испещрена черными трещинами, облачена в милое кружевное платьице и смотрит на зрителя громадными, источающими ненависть стеклянными глазами. Даже при дневном свете и без сопровождения зловещей музыки кукла производит неизгладимое впечатление, равно как и ее черный хвостатый хозяин с копытами. Must see для ценителей мистических ужасов и любителей возбудить все свои нервные окончания.

9. Бегущий в лабиринте

Новое слово среди подростковых романтических приключенческих саг. Каркас все тот же — человек, противостоящий устоям общества и расшатывающий замшелый консерватизм. Изменилась локация. Теперь зрителям предлагают наблюдать за историей поселения мальчишек, оказавшихся в кольце гигантского лабиринта. Каждый месяц лифт в центре поляны доставляет нового члена общины, который не помнит о себе ничего, кроме имени. Каждое утро бегуны направляются в лабиринт, чтобы попытаться найти выход. Каждый вечер лабиринт меняется. Охраняют эту гигантскую конструкцию странные полумонстры-полуроботы, а контролирует всю систему загадочная корпорация. Милая, амбициозная и достаточно увлекательная история со стандартным суповым набором персонажей и замечательными компьютерными эффектами.

8. Как поймать монстра 

Режиссерский дебют Райана Гослинга вышел, как поговаривают массы, неоднозначным. Визуализация вкупе с неоновыми огоньками победила начинку. Пышный фэнтизийный мир, далекий от проблем и трезвой серости, победил реальность. Гослинг придумал Лост-Ривер, покрытый плесенью социальных проблем и похожий на гноящуюся рану с коркой. Придумал многоступенчатую лестницу, на каждой ступени которой стоит персонаж, замерший с открытым ртом и жаждущий рассказать свою историю. Но на этом остановился. Как каждый неокрепший художник копирует своих кумиров, так и Гослинг превратил свое первое детище в коллекцию цитат и кадров из любимого кино. И все же это шаг — первый и не очень уверенный, но шаг в сторону совершенства.

7. Патруль времени

Есть истории, в которых не разберешься без ручки, листочка, тщательно выстроенных графиков и диаграмм, схем и комментариев к сюжету. «Патруль времени» — безумная безостановочная скачка по временным пространствам и человеческим судьбам, своеобразная американская горка, когда ты до самого финального момента полной остановки аттракциона не можешь разобрать окружающий тебя пейзаж, а видишь лишь отдельные пятна и куски неба, сменяющие друг друга. В основу истории лег рассказ Роберта Хайнлайна, а на экран это чудо перенесли австралийские режиссеры — братья Спириг. «Патруль времени» сквозит абсурдными настроениями, подборкой из нелепых фантастических предположений о заговорах и террактах, не всегда умело обыгрывает реальные трагедии, переиначивая их на свой манер, при этом лента страдает практически полной эмоциональной импотенцией, преимущественно сухо подавая факты из жизни героев. Вышел оригинальный и очень смелый эксперимент, заслуживающий внимания даже самого придирчивого зрителя.

6. Спасение

Совместный проект для Евы Грин и Мадса Миккельсена обернулся жестоким и эффектным вестерном, приправленным острым перцем мести и ненависти. «Спасение» ни на секунду не дает забыть о том, что в основе его ютится скромный бюджет, но на этом шатком плотике держится внушительная конструкция. Компенсировать литры хлыщущей во все стороны крови смогли атмосферой, историей, ее подачей и, конечно, крайне убедительной актерской игрой. Скромный датский фермер, лелеявший свою простую и наивную мечту о семейном счастье, наконец получает возможность забрать к себе, на Дикий Запад, горячо любимых жену и сына. Это счастье прожило даже меньше хрупкого мотылька — родных Джона убивают разбойники. Месть не заставляет себя ждать, впрочем, даже за месть надо платить. У самых отмороженных бандитов и ублюдков тоже бывают родственники, у родственников тоже бывают чувства, и родственники тоже настроены на отмщение. Так и начинается цикл бесконечной резни и игра с нервными струнами зрителя. При кажущейся вторичности сюжета, лента показывает себя с лучшей стороны.

5. Рога

У Гарри Поттера ампутировали волшебную палочку. Имплантировали рога. Из Хогварста в преисподню — Дэниэл Рэдклифф уверенно шагает по планете в образе сатаны, встречающиеся ему люди невольно выворачивают грешные душонки наружу и обнажают свои самые страшные и грязные мысли, а общество, тем временем, подозревает рогатого в жестоком убийстве возлюбленной. Такую гротескную историю представил на суд людской мастер жанра ужасов Александр Ажа. Спору нет: хорроры ему даются беспрекословно лучше. Драматическая линия «Рогов»- чистой воды фарс, жанровая смесь попахивает серой из самых глубин ада. Так или иначе, эксперимент вышел интересный, озвученный хриплым и приятным голосом Мэнсона, яркий и местами смешной.

4. Исчезнувшая

Сюжет «Исчезнувшей» умещается в одно предложение. И это не краткий пересказ, это максимум информации, которой обладает зритель и главный герой. Жена Ника Данна исчезает при загадочных обстоятельствах. Дальше — многозначительное многоточие. Убийство? Инсценировка убийства? Побег? Похищение? Финчер не отвечает ни на один вопрос. Он вообще лениво сбрасывает со своих плеч бремя рассказчика, и вместо того, чтобы давать зрителю намеки или играть с его воображением, занимается методичным препарированием темы брака. Это счастливая пара? Они любят друг друга? Любили? На чем основан этот союз? Страсть, расчет, минутный порыв? Вы будете долго искать ответы, пока ваше сознание будут терроризировать потоки из мелких и отвлекающих внимание деталей. Тем временем в расследовании этой загадочной истории гораздо больше психологизма, чем самого расследования. И задача режиссера здесь не найти дворецкого-убийцу, а докопаться до его скелетов в шкафу.

3. Вселенная Стивена Хокинга

О нашумевших личностях тяжело снимать кино — чаще всего получается театрализованно-пафосная выборка громких и пустых цитат вперемешку с яркими вспышками и голливудским очарованием блестящих улыбок. Этот фильм — далеко не исключение. Снятый по оскаровским лекалам, сделавший решительный шаг в сторону от реальности, обернувший историю гениальности в обертку известности. Но у всего этого, казалось бы, отдающего фальшью действа, есть несомненный плюс. Ученые, по большей своей части замкнутые в себе фрики, сосредоточенные исключительно на собственной работе и амбициях, редко пробираются на экран, тем более им редко удается сказать что-то пронзительное. Их открытия — это не тонущий титаник, а практически важные. гениальные вещи. Но кому есть дело до реальности, если на экране вымышленную любовь прекращает вымышленная смерть? Вселенная Стивена Хокинга — это в целом достойная и благородная попытка пробить дорогу кино о людях, которые отличаются не красотой или харизмой, а сложным внутренним механизмом, рождающим прогресс.

2. Отель «Гранд Будапешт» 

Удивительная и лучшая черта Уэса Андерсона — неизменно оставаться самим собой, вне зависимости от того, нравятся ли народу его пастельные палитры и дурашливо-кукольные истории, которые мастерски могут рассказать великолепную историю даже через прием гротеска. В этот раз речь пойдет об отеле, который переживает далеко не лучшие времена. Лучшее, что видели местные стены, — история, приключившаяся сорок лет назад с местным консьержем. Воплощают действо на экране звезды мирового масштаба от Суинтон до Дефо, неизменно приводя зрителя в восторг одним только своим появлением на экране. Простые и наивные поползновения к душе человеческой у Андерсона вот уже который раз обернулись оглушительным успехом.

1. Бёрдмэн

Простая, как рюмка водки. Откровенная, как исповедь священнику. Честная. Захватывающая. Звездная. История о жизни, о театре, о любви — обо всем и понемногу. Вызывающая эйфорию, смех, слезы, приятное возбуждение и желание срочно подхватиться с места и прорваться per aspera ad astra. Сейчас говорить о «Бёрдмэне» так же бесполезно и бестолково, как, например, о погоде. Фильм уже увешан венками из золотых листьев и тщательно вылизан критиками до глянцевого блеска. Каждая метафора поймана в цепкие сети и разобрана на тысячи деталек, как паззл. А разбирать ведь нечего. «Бёрдмэн» настолько гениален, что будучи катастрофически далеким от реальности все равно похож на жизнь. Твою, его и даже вашей толстой соседки тети Ани в поношенном цветастом халате. Даже если она не наркоманка и не дебютирующая хорошенькая актриса с белыми локонами — в определенный момент она улыбнется, потом захохочет, потом закусит губу, потом загрустит и задумается о чем-то. При кажущейся недоступности и далекости этого мира — театр, звезды, критика, слава, летающий мужик и летающий осветительный прибор — это все может происходить даже в вашем дворе под окнами допотопной хрущевки. И вы поймете это, пока будете смотреть, как Ригган Томсон пытается наладить свои жизнь и карьеру. А как поймете — попробуйте удержите своего внутреннего бёрдмэна.

Ив Мольер