Полина Глухова рассказывает о фильмах, которые покажут на кинофестивале Blick ‘ 19
С 13 по 16 июля Гёте-Институт снова проведёт фестиваль немецкого кино Blick ‘ 19. Темой исследования станет понятие маскулинности, его жизнь и трансформация. Разговор о маскулинности, казалось бы, должен производиться полушепотом (здесь и сегодня). Однако без маскулинности невозможна феминность, гендерные роли должны и будут рассматриваться под микроскопом. Предмет для диалога живой как клетка. В эпоху кликабельных лозунгов, восклицаний и вопросов «для кого мы, женщины или мужчины?» граница кажется исчезающей. Примерно на этой границе Blick’19 раскинул свой лагерь из восьми самодостаточных палаток.
(все показы фильмов проходят в ЦДК, в МАММ пройдет открытая дискуссия «Мужские образы в кино»)
Образ мужчины как мультифункционального бойца разбивается на несколько сотен осколков. Кропотливо собранные цитаты из фильмов складываются в портрет противоречия мужской природы. Всё мужское изменчиво, всё процитировать нельзя, но можно попробовать: коллаж из « found footage» это попытка саккумулировать все возможные искания мужчины в себе.
Репортёр средней руки Армин становится, буквально, последним мужчиной на планете.
Иллюстрация мира без людей (но с животными и одной единственной женщиной) Ульриха Кёлера есть иллюстрация горького, но вполне привычного состояния для мужчины среднего, никуда не ведущего возраста. В этой рутине есть место неуёмной паники, приступам эйфории в виде танцев в духе Клер Дени. В пустом мире вымышленного «Ла Суфриера» корабль с музыкой и огнями опустеет. Но в нём способна родится надежда (не ребёнок) – обрести мир в лице единственного человека.
Несколько приближенных к боксёру Норберту Групе рассказывают о мужественных проделках принца бокса. Ключевое это «принц», принц как будто никогда не сможет стать старым, как, например, король. Принц это запечатанная временем характеристика – боксировал Групе всего десяток лет, этот десяток и станет моделью человека. Принц часто может показаться самозванцем и для того, чтобы бесконечно подкреплять свою важность/ маскулинность приходится гипертрофировать свои мужские черты.
(на фестиваль приедет режиссер фильма Герд Кроске)
Валеска Гризебах делает фильмы вне гендерного поля. «Вестерн» наиболее очевидный «фильм о мужчине» в программе фестиваля, рассказанный с предельным вниманием к деталям среды и беспристрастием по отношению к людям.
Сухой, но притягательный работяга пытается держать в узде на половину мертвую лошадь.
(на фестиваль приедет оператор фильма Бернхард Келлер)
Околоученическая, но знаковая картина Хайнера Карова о принятии и «раскрытии» ориентации в ГДР, где уже совсем скоро рухнет стена. Ученическая, потому что язык темы только нащупывается и пробуется, проба похожа на случайный поцелуй.
Широкие шаги, сюжетные и игровые. Тонкие и робкие штрихи к портрету школьного учителя Филиппа.
Очевидно бесстрашный для 1989 года мальчик Матиас показывает Филиппу фейерверк, однако скоро его звуки сольются с воем медицинской сирены.
Ни имён, ни адресов. Здесь все одиноки и все боятся.
Титулованная представительница не совсем привычной берлинской школы, Марен Аде, рассказывает историю летней неги, раздражающей тело, бередящей душу. Вопросов с самого начала немало, любой вопрос можно превратить в игру, а смерть отношений- имитировать.
«Другие», «все остальные» на то и чужие, свой опыт чувства можно пережить только на собственной, солёной от пота, шкуре.
-Я мужественный? – а в ответ Гитти смеётся. Но, вероятно, не потому что считает обратное. Маскулинность очередного потерянного архитектора в обличии танцующего медведя, прямолинейность и преданность ещё одной притягательной, на первый взгляд невыразительной, девушки. Чем они занимаются весь день? Лёжа в такой трагической позе? Думают. Только вместе один Крис и одна Гитти могут создать персональную страсть, травму. Только совокупившись принять какие-то решения.
(на фестиваль приедет оператор фильма Бернхард Келлер)
История про белобрысого мальчугана Михи – это «сказка про пацана» в современной немецкой действительности. Он, настоящий маленький бунтарь и пилигрим, находит своего отца. Отец оказывается тоже героем сказок, одним из тех, кто способен перевернуть жизнь в другую сторону- он не рыцарь, не статный нордид в клетчатой рубашке, не из тех огромных гребцов на вёслах (хотя Михи вполне сошёл бы за сына одного из них). Наружностью Том Ламбрехт совсем другой. Он такого роста, чтобы Михи мог заглянуть ему прямо в глаза.
Трогательная сказка про жизнь «на уровне глаз» – это история про воспитание лучшего в человеке, про обретенный язык и «своего капитана», про то что плакать не всегда стыдно, а замечательный человек, понятное дело, может быть любого размера. В воде, так вообще, все одного роста. К сожалению, но скорее к счастью, весь мир не покрыт водой.
Сверхъёмкий матефоричный триллер «Самурай» открывает зрителю возможность стать свидетелем жизни ирреальной деревеньки в Брандербурге, а точнее- подсмотреть за убийством одной загадочной сущности.
Молодой полицейский Якоб запечатлевает всеобщий страх, ночного волка. Щёлк фотоаппарата будит новую силу, скрытую, вероятно, в каждом человека (по крайней мере исходя из «скрытого» в конкретном фильме). Финал обещает Якобу победу над собственным духом и триумф разорванной плоти.