Преступление и наказание, 2024,Владимир Мирзоев
Дмитрий Котов разочарован самым долгожданным отечественным сериалом этой осени
2 ноября на «Кинопоиске» состоялась премьера первых четырех серий «Преступления и наказания» режиссера Владимира Мирзоева, снявшего неоднозначные «Топи», остальные же шесть выйдут 30 ноября. Но уже сейчас ясно, что сенсации со знаком плюс в этот раз не будет.
Исходные данные: беспроигрышная тема осовременивания классики, новое прочтение знакового романа русской литературы, немалый бюджет на маркетинг и, конечно, звездный каст.
На выходе: невнятный, сумбурный, эстетически и эмоционально отталкивающий, а главное — попросту плохо снятый галюциногенный трип, не имеющий ничего общего с Достоевским, кроме названия и фабулы.
Первая и главная проблема — не просто отсутствие цельной атмосферы, а бесконечное нарушение пространственного-временного полотна фильма, его логической и драматургической структур. Если это и задумано специально, то воспринимается как баг, а не фича. Потому что вызывает реакцию, как в меме про француза и девушку из Балашихи. Прибавим к этому рваный и неряшливый монтаж.
Действие перенесено в современную Россию, однако герои разговаривают на языке, соответствующем литературным нормам XIX века. И ладно бы это было частью художественной задумки, но почему тогда то и дело выскакивают неологизмы? Между условных «отнюдь» и «давеча» — «отвести к психологу», «в секонд-хенде прибарахлилась», «бухнём», «кондиционер гикнулся» и — мой фаворит — «херак топором».
Кадр из сериала “Преступление и наказание”
Фон — открыточный и блистающий ночными огнями Питер, ничего не желающий помнить о желто-сером чахоточном Петербурге Федора Михайловича, где между хипстерами на самокатах, потягивающими лавандовый раф (утрирую), бегает с топором голодающий студент, вынашивая убийство старушки-процентщицы. Зачем? Почему? Эти два мира друг с другом почти не пересекаются!
Неожиданные, практически артхаусные приемы выглядят не то бессмысленно, не то банально: толпа, внезапно замирающая вокруг героев; живая кошка, единомоментно превращающаяся в чучело; Сонечка Мармеладова, меняющая исполнительницу своей роли после потери невинности. В последнем примере нам, судя по всему, показали взросление персонажа, его переход в новую жизнь; хорошо, принято, но чтобы что?
Взгляд на персонажей у режиссера Владимира Мирзоева и его дочери Анастасии, сценаристки сериала, — мягко говоря, нетривиальный. Раскольников — натуральный психопат со стереотипно выраженной биполяркой, то кидающийся на всех подряд, то что-то несвязно бормочущий про вошь. Ни внутреннего конфликта, ни душевных терзаний, ни липкой лихорадки — ни одного из этих ощущений, в отличие от Достоевского, авторам сериала по-настоящему создать не удается. Ноль эмпатии. Дуня, о чистоте и невинности которой говорят через слово, — на деле воплощение порочности, самовлюбленности и беспринципности. Свидригайлов — просто моральный урод и чудовище без намеков на угрызения совести. А главное, зрителю представляют нового персонажа — это Чёрт (в другой вариации Тень), который то и дело подначивает героев, особенно Родю. Чёрта весьма колоритно играет Борис Хвошнянский.
Актерская игра — главная заслуга экранизации, хоть и не каждый артист здесь оказался на своем месте. Иван Янковский честно выкладывается и показывает максимум того, что только возможно в столь экстравагантной вариации персонажа. У Олега Дуленина получился на удивление выразительный в своей жалкости Мармеладов. Ну, а если воспринимать совместные сцены Юлии Снигирь с Любовью Аксеновой как актерскую дуэль, то первая, на мой вкус, побеждает нокаутом в первые же секунды, — женщина с поистине дьявольскими чарами. Кто бы мог подумать, что самым ярким персонажем в экранизации «Преступления и наказания» окажется Марфа Петровна Свидригайлова. Как жаль, что ей отведено всего полторы серии…
Так или иначе, сериал все же стоит того, чтобы досмотреть его ради составления окончательного мнения. Это любопытно. Хоть высокие ожидания и улетучились очень быстро.
Больше текстов Дмитрия Котова можно найти в его телеграм-канале.