Антон Фомочкин вспоминает главные фильмы 2018-го
31. «Мои провинциалы»
Молодость по Северьяку – многообразие книжных корешков, скопившихся на полке.
30. «Черт нас возьми»
Краткий курс счастливой жизни от, увы, покойного ныне режиссера положившего жизнь на витальные экранные эссе о связи Эроса с Танатосом.
29. «Никогда не возвращайтесь»
Парафраз ”Отвязных каникул” Хармони Корина про девочек, которые на эти самые vacation так и не поехали, чуточку проебавшись по пути. Запах дурмана накрепко впитался в будни двух юных официанток превратив их приключения в симбоиз сладостного расслабленного прихода и идеалистического сна. Волны может и обволакивают стопы, а уходящее солнце сулит перемены, но неровен час проснуться и снова оказаться в ситуативной комедии про обдолбанных неумех.
28. «Отель у реки»
Беспокойная душа поэта. Более традиционный и нарративный Хон, в этот раз несвойственно трагичный.
27. «Шедевр»
Наиболее остроумный шарж на современное искусство за последние годы. Переменчивая мода ничто, крепкая дружба, превозмогающая веяния – всё.
26. «Коллегия врачей»
Сошествие белого халата в лабиринт темных коридоров желудка больницы. Жереми Ренье побеждает личную драму сначала забыв от бессилия, как людей спасать, а после вспомнив.
25. «Бельмонте»
Уверенное шествие по двойной сплошной со своим творением наперевес, как нескончаемое лавирование между недоверием дочери и прокрастинацией.
24. «Девственницы»
Сказка о русалке в израильских водах, кажется, ставшая былью.
23. «Видение»
Красота очищения, которую мы так и не увидим. Впрочем, может это самое “Видение” и есть черный экран.
22. «Наркокурьер»
Преемственность в связке Иствуд-Купер трогательна до дрожи.
21. «Пепел – самый чистый белый»
Чжанкэ может и снимает сугубо на экспорт, но делает это честно. Что в коллективном мордобое посреди толпы раскланиваясь перед гонконгскими боевиками прошлых лет, что в обведшем настоящем слабо похожем на пестрое былое.
20. «Слон сидит спокойно»
На сопках Маньчжурии, где жизни нет и не будет. Многоголосье несчастных людей, что просто вышли на улицу (кто-то через окно) и совершили ошибку. Повседневность через оптику тусклого стекла.
19. «Холмс и Ватсон»
Дружба длинною в поп-культуру туманного Альбиона начавшаяся с падения Ватсона на великолепный кабачок с участка Шерлока Холмса.
18. «Листья травы»
Одна из наиболее хитрых головоломок в фильмографии Хона выполненная на пустом вордовском листе, в режиме реального времени, усложняясь с каждым новых абзацем.
17. «Зеленая книга»
16. «Иванов»
Настоящий рыцарский роман на экране, время резонирует с путешествием из одной части страны, единой для мальчика в дубленке которым был главный герой во флешбеке, в другую. Из пасмурной Москвы, в солнечный Киев. И рок, сила сгущающаяся над Ивановым замедляет ритм его жизни, торможение происходит из метаморфозы времяпрепровождения – клубы сменяет гимнастика для лиц среднего возраста в парке. Возникает застой, встречи следующие одна за другой – перестают сулить перспективы.
15. «Человек на луне»
Мужчина за работой. Армстронг мог быть металлургом, шахтером, его рабочий быт Шазелл подает через усреднение. Зацикленный на своем ремесле мужчина с трагедией за пазухой. Его сомнамбулизм метод привыкания с обесцвеченной реальностью. Космос пусть и лобовая, но наиболее уместная возможность для метафизического пространства, в котором может найти свое место усредненный человек. У него, по сути, нет имени, он просто “первый”. А за защитным скафандром пустота, хоть на луну вой. “Человек на луне” анти Ницшеанский фильм, Армстронг противовес сверхчеловеку, он мог умереть в любой из испытательных капсул, которые тестировались пока не появился 11 Аполлон. Его геройство – случайность, его служба уже давно разлилась и в быт, оттого ужин перед полетом превращается в пресс-конференцию. Космос это внутреннее, в которое он попадает. А земля – внешнее, его отражение.
14. «Красный»
«Что такое напряжение?» — спрашивает девушка у хореографа, та в ответ просит подойти как можно ближе и просто стоять рядом, смотря ей в глаза. Это же напряжение испытывает её отец, смотря в глаза своему греху. Режиссер смотрит на него с иронией. Картина Найштата — двухчасовое напряжение в каждой сцене выросшее из анекдота.
13. «Мой брат, моя любовь»
Твоя любовь — на самом деле вода. Удивительная экранизация метаморфозы Овидия о Билбиде и Кавне. Ироничное, выразительное кино об абсолютном чувстве, которое болезнью поражает юную Лену. Тема инцеста на моей памяти ещё не подавалась столь нежно и печально.
12. «Тьма»
Самый смелый из ныне живущих легенд авторского голливуда 70-х снова о боли душевной отразившейся в нытье плоти. Если продюсеры отняли у вас фильм – не беда, сделайте как Пол Шредер, перемонтируйте рип с торрента, вставив туда сцены, записанные на телефон с видеоискателя. Не факт, что получится выдающийся эксперимент, но вот автору “Первой реформатской церкви” удалось. Деконструкция любого сюжета про человека из госорганов без страха и упрека против злодея из других географических широт. Только персонажи прошлого уже постарели и поизносились. Потому финальная дуэль – хаотичная борьба со своим недугом. Настоящие герои фильмов прошлого умерли, короче говоря.
11. «Дорогой сын»
Уже немолодая пара из последних сил создает условия для жизни сына. Грядут экзамены, взрослый ребенок жалуется на депрессию, а после вовсе уезжает. В Сирию. Бен-Аттия в своем втором фильме снова говорит о социальной норме и способностью смириться, исчислять жизнь близких через нее. Видео открытка прямиком из Чистилища в окне локальных одноклассников, с которой смотрит новая ячейка общества – лакмус в определении смирения. Груз, который постепенно отпускает со своих плеч отец – очищение, которое должно прийти как через коллективный танец в турецкой кофейне, так и через прорезавшийся крик, раздавшийся меж полок супермаркета где-то между отделами сахара и специй.
10. «Транзит»
9. «Улисс и Мона»
8. «На краю света»
7. «В моей комнате»
6. «Ван-Гог. На пороге вечности»
5. «Звезда родилась»
4. «Двойная жизнь»
3. «Закат»
2. «Дикая груша»
1. «Вокс люкс»
Особое упоминание (сериал года)
Абсолютная и беспрекословная победа. Все многострадальные попытки вычленить современного русского героя в кино должны отпасть после просмотра нового фильма (назвать «Дикаприо» сериалом грешно) Жоры Крыжовникова. И нет, это не один из титульных братьев, обреченных из-за библейского происхождения конфликта между ними. И даже не всепрощающие женщины, многообразие которых суетится меж неприкаянных страдальцев, загнавших себя в низины национальной хтони. Герой нашего времени – социум, полифония неотесанных характеров, каждый из которых болен по своему. Кто мечен вичем (и черным крестом для отсталой и не просвещенной прослойки, считающей, что заразиться можно воздушно-капельным путем), кто загибается душой. И в этой пробирающей честности слов и положений живут они все по Малику, последние картины которого так отчаянно напоминают промежуточные монтажные фразы, те, что происходят после реплик, предваряя другие. Все это извечный отечественный порочный круг, в данном случае – злой рок передающийся половым путем. Удивительная способность режиссера балансировать на грани трагедии и комедии – основа для рисунка новой искренности, что актуальна для чувств, индустрии, быта, жизни. Воистину, шепоты в крики и обратно. Наверное, самая масштабная антология русской жизни в формате многотомника на экране со времен «Незнайки на луне».
Анфакинг перфоманс года
Напомню, что эта особенная номинация отвечает за особый класс лицедейства, это сверхактеры, которые даже не живут в кадре. Они существуют в какой-то своей иной вселенной, играя за гранью добра, зла, здравого смысла. Почетный титул короля “анфакинга” достается традиционно Удо Киру. До тех пор, пока легендарный артист здравствует, мало кто сможет дотянуться до такой величины. Его маленькие появления в “Горе”, “Закатать асфальт”, “Дочь моя”, “Американских животных”, “Не волнуйтесь, далеко он не уйдет”, практически бессловные, построенные на выразительном немного безумном взгляде во многом украсили эти картины. Единственный, кто как-то приблизился к сумрачному гению это Том Харди. Его Веном – походит на самые безумные роли Марлона Брандо.
Номинанты:
Том Харди (“Веном”)
Удо Кир (“Гора”, “Закатать асфальт”, “Дочь моя”, “Американские животные”, “Не волнуйтесь, далеко он не уйдет”)
Рейф Файнс (“Холмс и Ватсон”)
Франсуа Дамиенс (“Mon ket”)
Томас Джейн (“Хищник”)
Гилти плежер года
Сделанный в лучших традициях золотой эры экранизаций комиксов (2002-2007) “Веном” – удостаивается почетного звания “гилти” года. Сложно сказать, что привлекает в этом фильме больше, неуемная экспрессия Тома Харди, оказывающаяся больше самой картины, скабрезные шутки вечно голодной инопланетной сущности или трек Эминема на титрах. На виражах “Веном” смог обойти легендарное кулачной сражение Джейсона Стетема с акулой (необходимо смотреть такое исключительно в 4D), эпопею Хулио Медема про отголоски русской мафии в Испании, стихотворный опус ТО “Газгольдер” до сих пор являющийся самым острым политическим высказыванием в отечественном кино и хит каннской “Недели критики”, про то, что без пекинесов в мыльной пене футбольный матч не выиграть, а уж без женских гормонов тем более.
Номинанты:
“Веном”
“Газгольдер. Клубаре”
“Мег. Монстр глубины”
“Кровавое дерево”
“Диамантино”