Удивительные странствия последнего мага воздуха
Рецензируя нетфликсовский сериал «Аватар: Легенда об Аанге», Глеб Тимофеев заключает, что пластмассовый мир победил, но спецэффекты были ничего
Но кто-то разбил хрусталь наших грёз и вырвал из жизни дни
Дни когда мы верили в то, что всё еще впереди
Когда-то давно четыре народа жили в мире: разводили птицесвинов, играли в пай-шо, устраивали фестивали. Каждая нация умела манипулировать одной из стихий, а развиться захватническим амбициям мешал статус-кво, поддерживаемый ультимативной силой аватара – перерождающегося в каждом поколении мага, способного управлять всеми четырьмя, и вдобавок способного зачерпнуть из опыта и силы прошлых воплощений, если приходится совсем уж туго. Но всё изменилось, когда народ огня развязал войну – мощь прилетающей раз в столетие кометы наложилась на сволочизм Лорда Огня Созина и тот факт, что новому Аватару на этот момент было всего 12, а кто он – пока почти никто и не знал. Юный и талантливый Аанг, которому ошеломляющую новость о наследии только вот сообщили, улетает проветриться – и чудом пропускает геноцид, заморозившись в айсберге. Ещё сто лет спустя он просыпается последним магом воздуха в форменный постапокалпсис, грустит и страдает, но с помощью новообретенных друзей из племени Воды намерен поправить баланс и гармонию в мире.
Оригинальный культовый мультсериал скоро разменяет третий десяток, и aged like whisky – лучше некуда. И так до предела лояльная фанбаза преумножается с каждым релизом на новой платформе, ютуб пестрит миллионами аналитических видео с позиции «вот как надо бы делать всем», канон регулярно (пусть и с разной степенью удачности) расширяется, анонсируются новые проекты – в общем, Аанг живее всех живых. Пережили даже чудовищный фильм Шьямалана – вряд ли какой фандом еще на такое способен. Новый аватарский контент? Дайте два, и даже если получается полный провал – мы готовы, как Гомер в аду с пончиками, поглощать и поглощать и даже не обращать внимания, что тут не так. Вопросом времени было когда какая-нибудь студия, вооружившись солидными бюджетами и последними достижениями технического прогресса, захочет жмакнуть волшебную кнопку «мгновенно заработать денег на ностальгии» и стричь капусту. Что можно сказать по итогу – вопрос о том, будут ли они теперь заламывать руки и надрывно кричать «моя капуста!» – ещё открыт.
Кадр из фильма “Аватар: Легенда об Аанге”
К экранизациям народно любимых вещей существует несколько подходов. Худший – пытаться продавить своё бесценное (нет) видение и твердо стоять на своём – посмотрите, например, что случилось с Витчером. Чуть лучше – почти покадровые, но бездушно конвеерные адаптации классики Диснея. Ещё чуть лучше – строить на песке карго-самолёт из говна и палок в робкой надежде что оно как-нибудь само получится и он полетит – и временами даже кажется, что летит, если как следует постараться себя в этом убедить (см. например, Благие знамения). Самые адекватные отдают себе отчет в собственных пределах, пытаются посмотреть изнутри, взглядом фаната, а не дельца, и не боятся принимать решения. И самое глупое, что можно сделать при таком подходе – предъявлять претензии, что какой-то герой не туда пошёл, не то сказал, с неверной интонацией или вообще не в той локации. Формат диктует другое отношение к условностям (в мульте их куда проще притянуть за уши), героям, аркам, темам, актёрской игре и темпу – куда важнее, работает ли история в новой реинкарнации, жмёт ли на те же кнопки, дарит ли то же ощущение и настроение, или дырки в исполнении придётся затыкать ностальгическим воспоминаниям. И на первый взгляд кажется, что команда, занимавшаяся «последним магом воздуха» – из последних. Но только на первый.
Сразу можно сказать, что принимать решения – не боятся. В первые три минуты оригинала герои ловили пингвинотюленей с целью прокатиться, здесь же в первые три минуты безымянный, но героический маг земли наваливает фаербендерам и пытается отыграть знаковую сцену из «Rogue one», а его сжигают в кадре заживо. Вполне каноничный уклон в более мрачную сторону – если принять во внимание книги про Киоши и Янгчен – литературу, прямо скажем, не великую, но сеттинг обогащаюшую – как минимум с точки зрения того, что если человеку в голову прилетит булыжник – недолго и коньки отбросить. Проблемы возникают, когда вылезает наружу желание угодить всем и сразу, чтобы обиженные не разбежались – никак не получается выбрать ни тон, ни темп, сосредоточиться на честном перед самими собой видении, как оно должно быть. В итоге в отдельные моменты адаптация смотрится последним сезоном «Игры престолов» на минималках, в другие – фансервисом, написанным нейросетью, а эмоции мечутся между испанским стыдом и мурашками от эффекта «Зловещей долины».
С темпом ещё сложнее: кропотливая экспозиция эпизодов эдак на пять сменяется торопливым и скомканным прыжком к финальной арке сезона, и всё это выливается в культ tell, not show в попытках донести множество лора – читай, впихнуть необходимое невпихуемое, и не хватает времени подышать, познакомиться, полюбить героев. Арки безжалостно кромсаются, и лоскуты сшиваются белыми нитками, попытки оставить эмоциональные крючки – чаще проваливаются, и вместо поступков остаются только бесконечные и бестолковые слова. Характеры делают поворот оверштаг, а всё эмоциональное развитие на протяжении путешествия выражается в более громком закадровом органе и более надрывном выкрикивании одного и того же. Здесь всем нужна психотерапия, но вместо проживания и проработки проблем они берут транспарант с травмой и долбят им зрителя по голове, встают в позы, потрясают воздетыми перстами и вопят во всю мощь легких.
Никак не получается выбрать ни тон, ни темп, сосредоточиться на честном перед самими собой видении, как оно должно быть. В итоге в отдельные моменты адаптация смотрится последним сезоном «Игры престолов» на минималках, в другие – фансервисом, написанным нейросетью
На втором плане спасением утопающих занимаются прекрасные артисты, которым как раз дали чуть времени развернуться – Азула натурально местами выдаёт Рамси Болтона, BBEG – не просто маньяк, а хитрый и сволочной манипулятор, а адмирал Джао так вообще показывает героя с неожиданной стороны родного отечественному зрителю «маленького человека» – его «жил грешно и умер смешно» – образец классно сделанной трагикомедии. Похвальное стремление добавить ходульных, но симпатичных политических интриг добавляет героям диапазона и глубины (хоть и не в ту сторону). Обязательный политкорректный реверанс ограничивается немного стыдливым и ненавязчивым моментом с местоимениями (одна короткая легенда здесь, условно, про Джульетту и Джульетту). Мускулистый, как Тейлор Лотнер нулевых, Сокка жжёт подсушенным сарказмом, а парочка Зуко-Айро по-прежнему тащит на себе большую часть красоты и драмы. Но что толку, если центральный катаанг демонстрирует актёрское мастерство лоботомированной табуретки, а холерный закадровый саундтрек заставляет пройти все стадии от отрицания до смирения. У того, как это было сделано ранее, была причина – и одно дело попытаться выправить зрелым взглядом то, где канон провисал, и совсем другое – строить бетонную будку вместо вишневого сада.
Now hope is gone, or so it seems, but game is not over yet. Первый сезон культового оригинала был неровным, и здорово прибавлял в очаровании ретроспективно. Посмотрим, победит ли пластмассовый мир, будет ли попытка засыпать маркетинговыми деньгами отсутствие креатива, или будут выводы. В конце концов, в том, что старательная и уважающая чужой труд команда Netflix обделена талантом – не их вина, а их беда. Чувствуется, что попытка вернуться в прошлое и прожить приключения Аанга в первый раз – идёт из правильного места (только руки из другого, увы). Да и в одну реку дважды не войти, скрип двери не повторить, нам доступен только эрзац – на эту тему есть малоизвестная, но отличная короткометражка «Скрытый космос». Условно, если вообразить создателей «Орденом белого лотоса» – то никак не из «Легенды об Аанге», или из книг о Киоши и Янгчен. Они родом из «Корры», и ничего не прибавить.
Но спецэффекты были ничего.