Дети 404, 2014, Аскольд Куров и Павел Лопарев, заметка

Александр Елизаров про манифест противления «злу».

Документальное кино о том, почему Россия — это плохо.

Снимать такое — это, в общем, тратить время, плодить холивары, позиционировать себя последней надеждой на всеуслышание, быть в тренде. Дело ведь в желании открыть глаза, а не решить проблему — показать ее крупным планом, запоминть на беспонтовом мобильнике. Тот факт, что это лишено смысла, не останавливает, и не должен — если то, что говорят герои, будет воспринято должным образом, кто-нибудь должен откликнуться там, переосмыслить чего. Одна из немногих определяющих фраз выпадает из уст странной женщины, живущей в какой-то деревне: в первую очередь, родители должны хотя бы дослушать до конца и понять, почему так, а уже потом выгонять из дома, поскольку «фиолетовый, но живой» и «лесбиянка, но на двух ногах» — и не согласиться с этим, значит, в который раз обмануть, чего уж, саму природу.

Хрущевки и холодильники делали без учета сексуальной ориентации, тем и хороши.

И если документалка тут так себе — ну вот на черта показывать людей, которые априори не могут вызывать доверия, уважения, сочувствия, в контексте животрепещущей проблемы их же угнетения, — то как художественная картина в духе упрощенной Германики, «Дети 404» — достойный манифест противления злу в лице Милонова и Музулиной, Путина и Сталина, России в целом и озлобленных школьников в частности безмолвными и чертовски бесполезными пикетами, от которых больше боли, чем чувства, что делаешь что надо. А коли так, лучшее, что может позволить себе зритель — узнать знакомый узор штор и мещанские ужины. Хрущевки и холодильники делали без учета сексуальной ориентации, тем и хороши.

Александр Елизаров