Эрик Шургот рассказывает, что смотреть в кинотеатрах в сентябре 2021-го
Шан-Чи и легенда десяти колец
Спокойно переждав локдаун, студия Marvel возвращается на привычные рельсы. Не самый обязательный, с точки зрения целостности вселенной, фильм, который, очевидно, снимался лишь ради того, чтобы собрать хорошую кассу на азиатском рынке. Главный герой не сильно топовый, больших второплановых персонажей, судя по трейлеру, тоже не завезли. Однако “Шан-Чи” вышел как никогда кстати, ведь все еще изголодавшийся по крупным блокбастерам зритель охотно идет в кинотеатры.
Блокадный дневник
Фильм, павший жертвой человеческого ханжества и стадной агрессии еще задолго до выхода в кинотеатрах. Общество, разучившееся восприятию произведений о войне иначе, чем в формате героических агиток, вылило свой негатив на фильм Зайцева исключительно на основании тизер-трейлера. Не понравились людям “зомби-блокадники”, хотя людей с землистым цветом лица, опухших, одутловатых, идущих «будто ноги мешают, точно к ним привешены пудовые гири», описывали как раз пережившие блокаду ленинградцы. Ровно как описывали они и случаи, когда изголодавшийся человек выхватывал на улице хлеб у прохожего и начинал его тут же есть, пока не отобрали. Все эти воспоминания аккумулировал в своем монументальном труде “Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941 —1942 гг” Сергей Викторович Яров. Но современного зрителя, легко меняющего мнение с легкой руки популярных блогеров, уже было не остановить. Фильм заочно окрестили аморальным поклепом на подвиг, упрекнув режиссера в том, что он изобразил блокадников моральными уродами. Что странно, ведь даже в тизере люди, услышав про то, что хлеб везут детям, натурально “отрезвели”. Современный же зритель, вполне себе сытый, “Блокадный дневник”, снятый на основе произведений Ольги Берггольц и Даниила Гранина, уничтожил еще до премьеры.
Петровы в гриппе
Главный вопрос: сумел ли Серебренников воспроизвести на экране шизофренический макабр выдающегося романа Алексея Сальникова, причем так, чтобы происходящее на экране было максимально понятно тем, кто роман не читал. Сдержанная реакция в Каннах и отсутствие “больших” наград фестиваля сильного оптимизма не внушает. Дело в том, что сам по себе материал первоисточника написан так, что в его густой нарратив буквально проваливаешься, а каждый герой уже к середине книги обретает черты “ненадежного рассказчика”. Фактор того, насколько ключевые эпизоды романа удалось перенести на экран, не потеряв при этом связь со зрителем, незнакомым с первоисточником, и окажется в итоге определяющим для фильма с точки зрения успеха на родной земле.
Дюна
“Дюну”, внезапно, подвинули поближе, на радость поклонникам Герберта и Вильнева. Трейлер оставил скорее в недоумении, как минимум потому, что от главного режиссера арт-мейнстрима ожидаешь большего, чем шуток про субтильность Тимоти Шаломе и суровость Джоша Бролина, да типично блокбастерных фразочек в духе “убейте их всех”. Однако, если “Дюна” и окажется шаблонным блокбастером, но будет снята мастерски, то это скорее плюс, ведь хороший и дорогой мейнстрим снимать как-то подразучились.
Узники страны призраков
Не слишком удачно, потому что в один день с хайповой “Дюной”, стартует в кино первый англоязычный фильм японского визионера, стахановца и провокатора – Сиона Соно. С Николосом Кейджем в главной роли, спасающем в нерадостном будущем дочку некоего губернатора. Для людей, влюбленных в безумный кинематограф Соно, снимавшего в разное время пропитанное религиозными мотивами кинополотно о любви, рефлексию на тему места женщины в порно или безумный фильм про производственный ад, премьера “Узников” чуть ли не важнее всех прочих премьер сентября. А Николас Кейдж, не так давно органично вписавшийся в аналогично-нишевый проект “Мэнди” Паноса Косматоса, только подогревает к фильму интерес.
Безумное кино для взрослых
Во избежание проблем с прокатом, оригинальное название “Неудачный трах или Безумное порно” заменили на какое-то аморфное “безумное кино”. “Babardeala” же из названия пропала совсем. А между тем непосредственно порно в фильме с довольно крошечным хронометражем обещают много. Скорее всего Раду Жуде, известный по любопытному историческому роад-муви “Браво!”, снял фильм, который разделит зрителя на два лагеря. Главное, чтобы не оказалось банальной провокацией.
Холодный расчет
Пол Шредер – потрясающий рассказчик и драматург, которому как-то не шибко везло с мейнстримом (и Николосом Кейджем). После всеобщего признания арт-хаусной “Первой реформатской церкви” (где могла бы случиться главная роль Итана Хоука, не случись годами ранее трилогия Линклейтера) Шредер вновь шагает навстречу широкой аудитории, хотя почерк видно за версту. Кино, которое выходит в сентябре темной лошадкой и рискует пройти мимо бокс-офисса, но обратить на него внимание все же стоит, даже если вы терпеть не можете покер и фильмы о нем.
Разжимая кулаки
Мастерская Александра Сокурова не одним Кантемиром Балаговым едина. Пока режиссер “Тесноты” пробуется на сериальном поприще, Кира Коваленко привезла из Канн свой “кусочек признания”. Фильм о непростой жизни девушки в провинциальном осетинском городке снят, скорее всего, не так провокационно и смело, как балаговская “Теснота”, а потому есть надежда, что будет если не слишком сильно с художественной стороны, то хотя бы искренне.
Титан
Главная премьера сентября – боди хоррор от Джулии Дюкурно, снявшей потрясающее “Сырое”, в котором веганка постепенно перерождалась в каннибалку. В “Титане” Дюкурно повышает градус безумия, обещая коитус с автомобилем и кровавую кашу. Но все, что прямо сейчас нужно знать о “Титане” – это первый боди хоррор в истории, получивший главный приз каннского кинофестиваля. И в этом нет ничего необычного, просто уставший от постмодерна кинематограф, возвращается в свое исходное состояние чистого творчества, где форма всегда будет формировать содержание. Ждем. Очень.
Герда
Все, что вам нужно знать о фильме Натальи Кудряшовой – это то, что о нем восторженно отозвался Гаспар Ноэ. Рекомендация и идентификация одновременно.