Семьдесят восемь дней.
Не время умирать (No Time to Die), 2021, Кэри Фукунага
Наш автор Black Lung хвалит новый фильм про Джеймса Бонда
Вместо привычной открывающей сцены, где Джеймс Бонд героически пускает в расход плохишей, либо не менее героически отхватывает от оных по лицу, «Не время умирать» представляет зрителю в меру уютный быт алкогольной мамаши-француженки и её не менее французской малолетней дочурки, жизнь которых совсем скоро разрушит загадочный человек в модной парке и маске то ли гейши, то ли судной ночи, то ли Гая Фокса с али экспресс. Не сказать, что это какой-то оригинальный и выдающийся режиссёрский ход, потому как подобными флешбеками грешит изрядная доля фильмов, однако в данном случае получилось весьма лаконичное знакомство зрителя с грядущим главным злодеем, смещая тем самым акцент повествования с героя Джеймса Бонда, с ролью которого прощается Дэниел Крейг, давая тем самым дорогу новым историям и персонажам. Этот любопытный ход мог бы иметь за собой не менее любопытное развитие, если бы фильм снимал тот же Дэнни Бойл, но фильм снимал Кери Фукунага, немногочисленные таланты которого заключаются в умении снимать стильно, броско, красиво, но бессмысленно, а потому вступление остаётся не более чем стильной сценой, которая не портит общую картину.
Далее уже следуют фирменные бондовские погони, которые, к слову, сняты на уже привычно высочайшем уровне, что создаётся впечатление, что всем, кто причастен к съёмкам фильма про мистера Бонда даётся какое-то секретное знание о том, как снимать крутые покатушки. Тут вступает Билли Айлиш с весьма симпатичной одноимённой песней и титрами, которые всеми силами пытаются превзойти аналогичное вступление из «Скайфолла» на деле же весьма прямолинейно и невзрачно его копируя. Любопытный парадокс надо сказать произошёл со «Скайфоллом», где вступительные титры под песню Адель задрали не столько недостижимую планку, сколько обязательный шаблон, который пытались повторить сначала в «Спектре», а теперь вот в «Не время умирать». А как же Крис Корнелл, Алиша Киз и Джек Уайт? Новые похождения Бонда, что начинались столь лихо и здраво внезапно скатились в наматывание соплей на кулак, что длится уже цельных три фильма.
После вступительных титров проходит пять лет и страшно представить насколько прифигела бы от такого скачка в годах подружка Джонни Фёста из «Человека с Бульвара Капуцинов», что даже в постмодерне конца 80-х не втыкала в хитрости монтажа, надеясь заменить интим с героем Миронова на этот самый монтаж. Некоторый учёный по имени Валдо Обручев по приказу главного злодея по имени Люцифер Сафин (вероятно использовался тот же генератор восточных имён, что и в Хитмане с Тимоти Олифантом, где брата президента РФ звали Удрэ Беликов) ворует сверхсекретные данные, саботирует работу сверхсекретной лаборатории, помогая плохишам похитить смертоносный вирус, который впервые в истории больших фильмов на этот раз не будет иметь противоядия.
Бонд тем временем мирно ловит рыбу на условном Боро-Боро, заливается алкоголем – проще говоря живёт жизнью, о которой мечтал Ксандр Кейдж в первой части «Трёх иксов». В Ми-6 о нём вроде как позабыли, назначив вместо него нового агента и, стоит признать, что Билл Дьюк восхитительно справился с непростой ролью нового агента 007 в его-то седомудые годы. Особенно удалось первое его появление, что произошло в ночи, отчего, как и в старом добром Хищнике от Билла Дьюка видны были только его глаза и зубы. Не иначе как дань уважения признанной классике боевика.
Кадр из фильма “Не время умирать”
Фильмы про Джеймса Бонда уже много лет являются не столько фильмами, сколько зеркалом, срезом общества, вмещая в себя не только текущие повестки, но и актуальные страхи. Особенно усердствовали в этом старые фильмы, где мистеру Бонду регулярно поручали обезвредить ядерную бомбу, а иной раз и в космос пытались запнуть. Но наступило новое столетие, акценты немного сместились и страхи перед ядерной бомбой сменились страхом перед молодящейся Мадонной и волосатым торсом Пирса Броснана в «Умри, но не сейчас».
«Казино Рояль» – страх перед албанскими лудоманами с дисфункцией слёзной железы, «Адреналин милосердия» – страх перед эскортницами-убийцами, «Скайфолл» – страх перед кибер-терроризмом и светловолосыми гомосексуалистами, «Спектр» – заговоры тайного общества и австрийские карлики страдающие запором. «Не время умирать» оказался не менее актуален, ибо теперь главной угрозой назначен загадочный смертельный вирус. Правда местом происхождения вируса Китай решили не назначать, ибо повестка – повесткой, а Китай и за меньшие шалости с лёгкостью отменяет прокат на своей земле, а это минус пару сотен миллионов денег. А деньги не пахнут, чего уж там.
Нет нужды пересказывать дальнейшее развитие событий, учитывая, что даже сам режиссёр Кэри Фукунага честно признался, что фильм снимался без сценария – это заметно, потому как почти каждая сцена композиционно является очередным штампом разной степени избитости. Но нельзя сказать, что это плохо. Редкий фильм о Джеймсе Бонде может похвастаться необычной композицией и подачей. На моей памяти таковых вообще всего два – «Казино Рояль», который понравился почти всем и «Квант милосердия», который понравился всем намного меньше, что и понятно – концентрация экшона и событий была столь высока, что куда более уместным выглядит употреблённое уже выше название «Адреналин милосердия». Ах, подменить бы названия в оригинале – «Crankum Of Solace», какая забавная игра слов получается.
Зачастую фильмы не удаются не из-за обилия шаблонных сцен, на то ведь они и шаблоны, чтобы по ним снимали, а из-за того, что сцены чаще всего оказываются криво сняты и топорно смонтированы, чем, к слову, грешат почти все фильмы с Лиамом Нисоном после первой заложницы, где он в лучших традициях Стивена Сигала мстит за свою дочь, жену, журнал «Цепочки для стариков», собаку. Ведь стоит снять круто и стильно, и даже мстя за собаку может оказаться целым «Джоном Уиком». «Не время умирать» участь Нисона обошла, потому как иные кадры настолько красивы и глубоки, что от красоты этой хочется облизывать экран. Особенно, когда в кадре Ана Де Армас. Очень жалко, что сцены с ней снимал не Пол Верховен, ибо платье вертелось ровно настолько, когда видно почти всё, однако, спасибо Элаю Роту.
Но стоит признать, что несмотря на весь производственный ад, отсутствие сценария, пандемию фильм получился намного лучше, чем мог быть. Его никак нельзя назвать плохим. Можно лишь сказать, что Бонд Дэниела Крейга, начинавшийся как нечто бескомпромиссное, свежее и настоящее в конечном счёте вернулся к тому, чему он себя противопоставлял – костюмированному фарсу с карикатурными злодеями, практически неубиваемым Бондом и гаджетами, чья смертоносность обратно пропорциональна их размеру.
Вообще с визуальной точки зрения «Не время умирать» действительно близок к совершенству, потому как даже при весьма приличной продолжительности удалось избежать сцен, когда Дэниел Крейг ничего не делает или наблюдает за убийцей с красивым фоном сзади, как было в том же «Скайфолле». Любовь режиссёра к игре со светом и тенью, долгим сценам без склеек нашла в новом фильме отличное применение, а потому можно порадоваться не только красивым кадрам и сценам, но и тому, что фильм, как уже говорилось выше, писали без сценария, потому как пришлось просто снимать красиво, без лишних попыток в масштабные смыслы, как обычно любит Фукунага.
Ещё одной удачей «Не время умирать» стало то, что отменённый в «Скайфолле» и «Спектре» лёгкий юмор вернулся. Шутят здесь умеренно, по делу, весело, а порой и грустно, помятуя о том, что фильм как никак, а прощание с Бондом Дэниела Крейга.
Главным же украшением фильма стал инфернальный Рами Малек, которого не менее инфернально дублировал Михаил Тихонов, за что ему отдельная честь и хвала. Вообще франшиза, стартовав с фактурных, аскетичных и человеческих злодеев в лице Мадса Миккельсена и Матьё Альмарика, герои которых, грубо говоря, просто хотели поднять бабла, Бондиана внезапно сделала весьма странный и сомнительный виток и решила тряхнуть стариной, введя карикатурного Агента Сильву Моисеева и не менее карикатурного Блоффельда, которые тотально контролировали мир, всё видели, знали, но если у персонажа Бардема главные мотивации заключались в том, чтобы облапать Бонда и поплакаться перед Джуди Денч, то персонажа Вальца, очевидно, покусал режиссёр Гэвин О Коннор*, потому как главная арка оного – это родство с Джеймсом. Подобные злодеи гармонично смотрелись бы в Бондах с Роджером
Муром, но никак не в «Скайфолле» и «Спектре», которые всеми силами пытались скопировать псевдореализм другого известного бракодела Кристофера Нолана.
*Гэвин О Коннор – известный голливудский режиссёр малость помешанный на братской тематике(«Воин», «Распалата»), которого в детстве покусал голый зад Жана Клода Ван Дамма. Ходили слухи, что именно он должен был снимать «Зелёную книгу» и «Джокера», но всё отменилось из-за того, что Гэвин настаивал на том, чтобы персонажи Али и Мортенсена, как, впрочем, и Джокер и Бэтмен, были потерянными в детстве родными братьями.
Персонаж Рами Малека же хорош тем, что является скорее водоразделом между новым Бондом («Казино Рояль», «Квант Милосердия»), и новым старым Бондом, которым «Не время умирать» и является. И старым не столько из-за старения основного каста, сколько из-за возвращения к истокам, когда злодейский злодей творил своё зло просто потому что он злодей, когда его мотивации подходили для пародийных скетчей Эдди Иззарда про одного неудавшегося австрийского художника. Никак не получаются эти е*учие деревья, пойду убью всех. У Люцифера Сафина вместо неудач на холсте погибшая давно семья – отличный повод пустить в расход полмира. Хотя всё равно логичнее, чем у фиолетового дегенерата. Хотя может у него любимая песня «Killer Queen», которая как раз начинается с щелчков, а исполнитель роли Люцифера Сафина играл и исполнителя этой песни? В общем позвоните боссам обоих студий – пусть объединяют вселенные.
Хотя на самом деле есть ещё фанатская теория, согласно которой действия «Не время умирать» и «Богемской рапсодии» происходят в одной мета-вселенной, где Люцифер Сафин является одной из инкарнаций Рами Малека, которая в этой вселенной испытывает лютый стыд за свою роль Фрэдди Меркьюри и премию «Оскар», которой эту роль наградили, а потому разрабатывает вирус, который убивает выборочно, но цели на самом деле не какие-то этнические группы или родственные души, а все те, кому понравилась «Богемская рапсодия». Как говорилось в «Трассе 60»: что ж, такое объяснение не хуже других.
Вот только на фоне всех этих стильных сцен, захватывающих погонь, весёлых шуток, карикатурного злодея и такой же карикатурной истории теряется тот, ради кого всё это прощание задумывалось. Бонд Дэниела Крейга как-то говорит в фильме: мир не склонен меняться. Однако, волею судьбы именно вокруг Бонда мир изменился до неузнаваемости, потому что Крейг всё ещё играет ТОГО САМОГО Бонда из «Казино Рояль» – пусть и смертоносного агента МИ-6, но вместе с тем и уязвимого романтика. А потому немногочисленные, но порой трогательные и красивые лиричные сцены с участием персонажей Крейга и Сейду будут выбиваться из фильма, но не из-за того, что так задумал Фукунага, он так не сможет сделать, даже если сильно захочет, а из-за того, что главный персонаж «Не время умирать» совсем из другого фильма, и другой истории.
Нынешняя комиксная реальность Бонда Крейга такова, что больше подходит клоунскому Бонду Роджера Мура, который по духу ближе к похотливым персонажам Роба Шнайдера, в лучшем случае – плейбою Пирсу Броснану, который в силу своих ирландских корней просто не понимал английскую злодейскую речь, а потому не ведая о масштабах злодейств, ходил со спокойным хмельным личиком. А Бонд Дэниела Крейга всё-таки по большей части несчастный и не самый везучий человек, который имел все шансы на неоднозначное прощание с хэппи эндом в «Спектре», но видимо настолько сильно было влияние истории из вступительных титров «Скайфолла», истории грустного и одинокого шпиона, что сражался с собственными тенями, не питая надежды поверить в свою мечту, которую даже не успел себе сочинить, что и хэппи энд ему раздумали сочинять.
Рассуждать о том насколько «Не время умирать» удался или же наоборот можно бесконечно. Но стоит признать, что несмотря на весь производственный ад, отсутствие сценария, пандемию фильм получился намного лучше, чем мог быть. Его никак нельзя назвать плохим. Можно лишь сказать, что Бонд Дэниела Крейга, начинавшийся как нечто бескомпромиссное, свежее и настоящее в конечном счёте вернулся к тому, чему он себя противопоставлял – костюмированному фарсу с карикатурными злодеями, практически неубиваемым Бондом и гаджетами, чья смертоносность обратно пропорциональна их размеру. То, к чему пришла история весьма грустно и странно сочетается с развязкой, когда Бонд находит ту игрушку зайчика, когда кажется, что всё вроде бы и удалось, хотя в общем и целом немного зря, но всё равно лучше уж так сдохнуть, чем никогда никого не любя.