Дисклеймер
Текст содержит спойлеры, полон сарказма и иронии. Если вы фанат франшизы, ваши чувства могут быть задеты.
Хороший бог – мёртвый бог
Мстители: Финал (Avengers: Endgame), 2019, Энтони и Джо Руссо
Артур Корнилов испепеляет финал “Мстителей”
Что уж там говорить, студия Марвел и примкнувший к ней Кевин Файги проделали выдающуюся работу, создав вселенную настолько масштабную и успешную, что впервые в жизни у меня случилась одышка, когда я считал суммарные сборы всех фильмов киновселенной Марвел. У меня даже два зуба выпало, а все деньги я так и не смог сосчитать. Да и на самом деле нет смысла, потому что, во-первых, некрасиво считать чужие деньги, а во-вторых, пока я пишу, сборы новых «Мстителей» увеличиваются на 14 000 605 долларов ежесекундно.
Конечно, было бы здорово порассуждать о том, как же так получилось, что трёхчасовой фильм так неистово собирает людей в кинозалах, но для этого придётся отправиться лет так на одиннадцать назад, а быть может, и чуть дальше, что потянет на отдельный никому ненужный текст, а потому оставим путешествия во времени величайшим героям земли и насладимся моментом настоящим.
Итак, Мстители негодуют, потому как новый фиолетовый злодей оказался несколько неформатным и вместо того, чтобы отключать интернет или подсыпать слабительное соседям, просто щелчком пальцев превратил половину населения вселенной в растворимый кофе. Так сказать, взял и поделил. Не иначе, Космический Шариков. После чего отправился выращивать космические початки в саду с болотом на безлюдной планете и наверняка собирался завести верного друга – космического осла, чтобы вместе с ним спасти принцессу от космического дракона. Но явились Мстители и исполнили своё предназначение – отомстили. Тут бы фильму и закончиться, но вместо этого нам показывают, что с миром сталось спустя пять лет.
Мир благополучно зарастает мхом и неистово скорбит по погибшей половине человечества, как будто это произошло не пять лет назад, а буквально вчера, что не мешает случайным прохожим смотреть на явившегося из ниоткуда Скотта Лэнга как на дурачка из-за его вопросов о том, что же тут произошло. Не желая мириться с подобной несправедливостью Мстители таки придумывают план как воротить всё взад, для чего величайшим героям земли опять понадобится Железяка, который, в отличие от остальной части выживших, свои пять лет провёл на пять и менять в жизни ничего не намерен, ибо теперь у него есть жена, дом у озера и юный спиногрыз. Идите в жопу со своим спасением мира, как бы говорит он всем нам.
Кадр из фильма “Мстители: Финал”
Но, к сожалению, это только в Дэдпуле бывает так, что персонаж говорит: «Я не хочу», – и никуда не идёт вообще, а Мстители – кино совестное и семейное, а потому все недомолвки и нехотелки тут присутствуют лишь затем, чтобы героически и совестно их преодолеть. Короче, все собираются самым неизбежным манером. Из новых образов весьма хороши и веселы Халк, Тор и Капитаниха. Последняя удалась в основном причёской и своим отсутствием в изрядной части фильма. Удачнее самоотвод был только у лысого Свина в последнем Форсаже, где главными героями внаглую оказались Скала и Стэтхем, которые к Форсажам имеют такое же отношение, как и к этому тексту, но к слову, однако, пришлось.
Отправляясь в путешествие во времени и по космосам, Мстители открывают второй акт, закрывая ужасно занудный и затянутый первый, и в фильме начинает что-то происходить. Происходить начинает преимущественно ностальгия и фан-сервис. Если без спойлеров, то это, как в пятом Терминаторе, который все заругали за отыгрывание на ностальжи, ибо своего ничего там нет. А если со спойлерами, то вот Нью-Йорк времён взбесившегося Локи и отличная сцена в башне Старка с Кэпом, вот Асгард или военная база, знакомство/прощание с родителями, забавные и бесполезные пасхалки и полное отсутствие содержания. В предыдущей части, которая тоже не является вершиной искусства, была хотя бы динамика, довольно-таки лихой монтаж и отличное переплетение разных сюжетных линий. В «Финале» всё происходит в статике, персонажи больше разговаривают, причём разговаривают, скорее, героически и афористично, нежели по делу. Что характерно, каждый диалог заканчивает Кэп, драматично повторяя последние пару слов. Последние пару слов (читать с драматичным лицом).
И хотелось бы сказать, что Мстители неизбежно стремятся к неизбежному же финалу, но, как говорится, х** там плавал, сюжет стоит на месте и не двигается, пока роялем из кустов не появляется сам главгад собственной персоной и не разносит к чертям штаб Мстителей. Нет, это не спойлер – это мощнейший художественный приём от режиссёров Руссо. Вы ведь помните, что в первой части решающая битва была на Титане, доме Таноса? А теперь она в доме Мстителей! И там, и там руины! Как они додумались до такого тонкого художественного приёма, ума не приложу. Хотя нет, приложу. Драться вновь на Титане, видимо, неоригинально. Искать другие локации или выбирать из старых, вероятно, сложно и дорого, а потому самое очевидное сделать беззубую петлю, так ещё и, как полагается, на фоне руин. Почему на фоне руин? Изрядная экономия на графике – это очевидно. Только, если в «Войне без конечностей» были красивые пейзажи Титана, то в «Финале» натуральная свалка, на фоне которой произойдёт такая же мусорная финальная битва.
Финальная битва, как и полагается во всех фильмах Руссо, кроме «Зимнего солдата», проходит стенка на стенку без какой-либо хореографии и операторской работы. Участники драки просто бьют друг друга по лицу, но, как и полагается для усиления драматического эффекта, сила персонажей всегда меняется в зависимости от силы противостоящей, а потому Танос без перчатки будет сильнее, чем с ней в части предыдущей, иначе будет слишком коротко. Но в итоге получилось слишком смешно, потому что было с десяток моментов, когда один из Мстюнов подбегал к Таносу, героически его избивал, но в последний момент у Таноса происходило видение, как у раннего Ван Дамма, открывалось второе дыхание, и он п****лины возвращал. Жалко, что обошлись без шпагата и голого зада, двух других характерных художественных приёма из творчества ЖКВД.
И раз уж всплыл ЖКВД, то надо сказать, что Мстители едва ли отличаются от старомодных второсортных боевиков, которые принято ругать. А ведь там тоже есть карикатурные злодеи и нет сюжета, там так же дерутся стенка на стенку, но на персонажа посильнее или главнее нападают не толпой, а по очереди, а когда сталкиваются лбом ко лбу два заклятых противника, то они бьют друг друга по лицу 45 минут и не устают. Я, кстати, не о Мстителях сейчас. Или о них? Но, с другой стороны, в старых тупых боевиках не было женских батальонов, который самым наидурнейшим образом представили в Мстюнах. Трудно выбрать: это смешно, беззубо, стыдно или всё сразу?
Я не против женских персонажей, даже всеми руками и ещё одной конечностью «за», если они будут появляться так же эффектно, как Галь Гадот в страшно недооценённом БпС, но стоять, позировать и улыбаться, когда весь мир накроет Космический Шариков – как-то не в духе сурьёзной атмосферы финала. А поскольку женских персонажей у толерантного Диснея на так много, то для полноценного батальона подключили даже не самую драчливую Мантис и ту учёную, которая в прошлом году кристаллик Вижену недоковыряла. Оказалось, что и эти двое те ещё айкидоки. В итоге получается, что есть гора персонажей, разных, цветных, блестящих, хороших, волосатых, лысых, но кроме внешних отличий никаких других нет – все как на подбор искусные бойцы и все бьют врагов по лицу. Спрашивается, зачем было плодить столько персонажей, если в кульминации они друг друга дублируют и самым бессовестным образом никак не помирают? Тут действительно начинаешь понимать Таноса и разделять восторг его фанатов, потому что щёлкнуть пальцами и растворить половину одинаковых героев – это, как минимум, хороший режиссёрский ход, дабы разгрузить каст, а если располовинить фильм, выбросив полтора часа рефлексии за борт, получится неплохой такой капустник средней зрелищности. Да и сеансов в кинотеатрах вдвое больше можно было бы поставить. Но братья Руссо щёлкнули не в ту сторону, и фильм вместо того раздвоили и растянули на год.
Мстители едва ли отличаются от старомодных второсортных боевиков, которые принято ругать. А ведь там тоже есть карикатурные злодеи и нет сюжета, там так же дерутся стенка на стенку, но на персонажа посильнее или главнее нападают не толпой, а по очереди. Когда сталкиваются лбом к лбу два заклятых противника, то они бьют друг друга по лицу 45 минут и не устают. Я, кстати, не о Мстителях сейчас. Или о них?
Вообще, с ощущением реальности происходящего у Марвелов категорические проблемы уже лет пять, наверное, потому что как бы сильно герои не получали в лицо, с какой высоты бы не падали, как бы сильно не обнимали их злодеи, максимальные последствия – это пара ссадин и модные костыли Воителя, хотя вот он падал самым решительным и бессовестным образом. Но нынешний Марвел таков, что даже если персонажа пустили в расход решительно и окончательно, его можно оживить, что самым бессовестным образом доказывает всё та же финальная сеча, когда самым неожиданным образом те, из кого Танос вот ещё недавно заваривал кофе, восстают, объединяются и прут стенкой. Но прежде, конечно, некоторое количество позирует в кадре, поставив руки в боки или скрестив их на груди. А потому, несмотря на весь драматизьм Вдовы и Железяки, их сюжетные арки хороши и драматичны не потому, что режиссёры и Файги молодцы, а потому, что актёры хорошо делают свою работу и, несмотря на то, как их потаскали сценарии предыдущих частей, именно они остались наиболее человекообразными и верными своей линии.
Железяка и Нэт, действительно, были лучшими из заглавных персонажей, потому что даже оскароносная Портман играла вторым планом карикатурную дурочку, не говоря уже о совсем уж карикатурных Торах и Соколиных глазах. Хотя последний, правды ради, хорошо вписался в новый образ Ронина с идиотским, но модным ирокезом и ряхой, опухшей от запоя настолько, что решительно свисающий второй подбородок Реннера в одиночку мог бы бороться с фиолетовым мистером Сама Неотвратимость. Поэтому прощание со Старком и Романовой в какой-то мере выглядит даже логично, Файги как бы говорит зрителям, что дальше останется только цирк, а Тор вторит ему: «Ну а что ж ещё?»
Глупо было себя обманывать. Большой масштабный финал обернулся маленьким неубедительным фарсом: погибших воскресили – оно и правильно, Пасха, видимо, раздавали абонементы на групповые воскрешения; эпичный и неординарный злодей оказался злобным фиолетовым мудаком. И, если отбросить в сторону повторяющиеся гэги с Халком и Тором, то в памяти остаётся лишь красивая петля: «Я – железный человек», – фраза, которая красиво запустила большую вселенную, драматично завершила её глупый финал.
На дворе стоит солнечный 2008-й. В кинотеатрах крутят первого «Железяку» – глоток свежего воздуха в мире комиксов, своего рода, пусть незначительная, но революция, оставляющая в прошлом одномерных героев-хорошистов, героически складывающих руки на пояс и вещающих детсадовские морали. Теперь главный герой вполне себе живой мужик в самом расцвете сил, любящий прибухнуть и присунуть, до одури очаровательный и говнистый, но такой настоящий и лихой. В прошлом осталась унылая оркестровая музыка, у нас тут «Железные человек», а значит, и звуковое сопровождение будет громоздким и металлическим. Кто бы мог подумать, что то, что стало вехой в истории экранизаций комиксов, придёт к тому, чему себя изначально противопоставляло. Мужчины в блестящих подштанниках, руки в боки, нравоучительные речи про ответственность, совесть и героизм на фоне полного отсутствия присутствия реальности происходящего. В старом добром «Железяке» одним залпом Старк в клочья разрывал танк, спустя 6-7 лет уже был не в состоянии ранить сраного Зимнего Солдата, а к финальным “Мстителям” окончательно перешёл на холостые и петарды.
Что ж, можно лишь порадоваться, что всё это закончилось, пусть и таким позорным образом. Как говорил главный небожитель из студии-конкурента: «Хороший бог – мёртвый бог».