Postcriticism представляет редакционный рейтинг лучших фильмов 2017 года. В топ-лист попали все картины, упомянутые в числе 10 лучших несколькими авторами
Авторские рейтинги:
Версия Виктории Горбенко | Версия Полины Глуховой | Версия Дмитрия Котова | Версия Андрея Волкова | Версия Добрыни Никитича | Версия Армена Абрамяна | Версия Сергея Лозовского | Версия Дениса Виленкина (+ Бонус) | Версия Стаса Селицкого | Версия Игоря Нестерова | Версия Натальи Буки | Версия Анны Дедовой | Версия Эрика Шургота | Версия Сергея Феофанова | Версия Артура Корнилова | Версия Артура Сумарокова | Версия Генри Де Лири | Версия Антона Фомочкина (+ Худшие фильмы года)
34-35. «Обезьяна, страус и могила»
Гротескная псевдодокументальная драма знаменитого акциониста Олега Мавроматти
34-35. «Прочь»
Джордан Пил и расовой вопрос – без соплей в стиле «Рождений нации»
Создается ощущение, что Пил просто-напросто стебет коллег по цеху, из года в год снимающих душещипательные фильмы о расовом неравноправии
РЕЦЕНЗИЯ ЭРИКА ШУРГОТА
33. «Тор: Рагнарек»
Новозеландец Тайка Вайтити спасает бога грома от смерти
Открытые пространства неизменно ощущаются павильоном, и в этой вселенной уже нет разницы: центр Нью-Йорка, выдуманная Заковия, или пресловутый аэропорт из картона и асфальта
РЕЦЕНЗИЯ АНТОНА ФОМОЧКИНА
Игдрассиль не гудит, предвосхищяя апокалипсис, Ёрмунгад не выбрасывается из океана, из хеля не причаливает Нагльфар
РЕЦЕНЗИЯ ДЕНИСА ВИЛЕНКИНА
32. «Тельма»
Йоаким Триер совместил драму взросления с телекинетическим хоррором, а потом вывернул всё это дело в роман воспитания
30-31. «Притяжение»
Первый российский фильм, направленный на штурм бокс-офиса и одновременно – на защиту не таких, как все
Имея откровенный, но не вычурный социальный подтекст, повязанный на гопоте и скинхедах, фильм изобилует и юмористическими моментами. Причем это не только хохмы на уровне диалогов, но и своеобразные «пасхалочки» и отсылки вроде пришельца в футболке с портретом Гагарина или чёткого чертановского пацана, примеряющего инопланетный экзоскелет со словами «Зацени, я Аватар!»
РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ КОТОВА
30-31. «Форма воды»
Взрослая сказка, рассказанная киноязыком Гильермо дель Торо
Чего нет у ленты, так это той самой формы. Нет высказывания, интриги, откровения с зрителем и вообще диалога с душой
РЕЦЕНЗИЯ АНАСТАСИИ ПЛОХОТИНОЙ
29. «Квадрат»
Местами забавная, местами серьёзная комедия, за которой филигранно прячется фильм о кризисе постмодерна
Ключевые события сюжета в определенной степени театральны, в меру сюрреалистичны и планомерно развиваются в русле искусствоведческой тематики. «Квадрат» — неспешный анекдот длиною в два с половиной часа, который местами действительно провисает и нагоняет скуку, однако с поставленными задачами справляется блестяще. С высоким градусом креатива, дурашливо, но небезыдейно
РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ КОТОВА
27-28. «На следующий день»
Трагикомическая драма в пространствах уставленной книгами редакции
Хон Сан-су — поэт повседневных пространств, интерьеров и деталей, складывающихся в строчки поэмы о невыносимой легкости бытия: что творческой интеллигенции, что студентов, что среднестатистических людей
РЕЦЕНЗИЯ АНТОНА ФОМОЧКИНА
27-28. «Собачья жизнь»
Автор «Хатико» Лассе Халльстрем вернулся к собачьей теме и снял очередное эксплуатационное кино
За гладкой и причесанной картинкой о жизни одноэтажной Америки, о радостях и тяготах обычных жителей Штатов — колоссальная работа не только специалистов-кинологов, но и костюмеров, художников-постановщиков, декораторов и всех тех, кто создавал на экране разные эпохи, сменявшие друг друга на протяжении полувека
РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ КОТОВА
26. «Чужой: Завет»
Атеист Скотт вновь изящно жонглирует религиозными мотивами там, где это изначально не предвиделось
«Завет» эстетически совершенен. Антураж не соответствует заданной тематике, чем только добавляет нотку общего сумасшествия. Громадные серые водопады, пшеничные поля, многовековые кроны деревьев, массовые казни в мраморно-серых тонах, апельсиновые блики огня на гравюрах, даже ксеноморфы больше не представляются эффективной мясорубкой, но выглядят, как дикие звери, достойные преклонения
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
25. «Тебя никогда здесь не было»
Брутальный, компактный и сжатый sort of нуар
Музей погребальной славы по независимому американскому кино семидесятых
РЕЦЕНЗИЯ ДЕНИСА ВИЛЕНКИНА
24. «Логан»
Комиксы могут быть полноценным кинематографом
В наше время, когда масштабное кино, а в особенности кино по комиксам, выглядит все больше гонкой вооружений, «Логан» похож на простое, но мощное и брутальное искусство, сродни кривым и рубленым изображениям на бивнях мамонтов
РЕЦЕНЗИЯ ГЛЕБА ТИМОФЕЕВА
Прощание с Росомахой по-настоящему трогательно. Теряющий сверхспособности герой чем ближе к финалу жизни, тем человечнее. Это грустная история о моральном опустошении, сомнениях в осмысленности пройденного пути, об утратах и обретениях, о самоидентификации и умении делать выбор. Это история зверя, ставшего человеком
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
23. «Убийство священного оленя»
Дилемма движущийся вагонетки в интерпретации Йоргоса Лантимоса с аллюзиям на греческую мифологию и неуёмной жестокостью
Фестивальное кино превращается в такой же конвейер, как и студийное, только вместо погони за кассой выбирает охоту за особистостью. Так и инаковость условной жертвы, жаждущей справедливости, на деле оказывается обыкновенностью и наглядно иллюстрируется сценой безобразного поедания спагетти.
РЕЦЕНЗИЯ АННЫ ДЕДОВОЙ
22. «Тоня против всех»
Прекрасная Марго Робби вальсирует на льду под ZZ TOP
Это кино прежде всего о том, как Марго Робби очень хочет «Оскар» за серьезную роль. И роль действительно интересна, причем именно в связке со сложившимся образом ее исполнительницы. Тоня пыталась играть правильную благополучную девочку, чтобы получить шанс добиться успеха в главном деле своей жизни. Марго для того же самого превращается в свой антипод, агрессивную деревенщину. Но, кажется, не преуспела ни одна, ни другая
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
Черно-комедийный байопик, рассказывающий страстную историю фигуристки Тони Хардинг. Повествование делается занятным не за счет довольно примитивно переснятых интервью с героями жизни Тони, а благодаря яркому духу спорта того периода и интересу к скандалам, где кто-то кого-то избил, а кто-то понюхал кокос и взял высоту
РЕЦЕНЗИЯ ПОЛИНЫ ГЛУХОВОЙ
21. «Бегущий по лезвию 2049»
Высказывание главного визионера современного кино. Когда у Скотта главенствует сценарий, Вильнев полагается на её величество кинокамеру
«Бегущий по лезвию» груб, как пронизывающие биты заглавной мелодии
РЕЦЕНЗИЯ СТАСА СЕЛИЦКОГО
19-20. «Теснота»
Смелое и искреннее кино о российской окраине
Режиссера мало интересует национальная конфронтация, она дается фоново и тактично. «Иерусалим» Тимура Муцураева звучит не громче песенного шедевра группы «Вирус» — они становятся равноправными частями временного коллажа. В фокусе оказывается жизнь закрытой ортодоксальной общины
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
В том, как снята «Теснота», без труда видна антиэстетика, позаимствованная у Сокурова, Тарковского и Германа, видны приемы, помогающие работе более-менее влиться в конъюнктуру современного европейского кинематографа. Но это, увы, не более чем упражнение художника-копииста, пока не созревшего до уверенного воплощения собственных идей
РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ КОТОВА
19-20. «Недруги»
Мир Дикого запада, выверенный в деталях и актерской игре
17-18. «Дюнкерк»
Нолан переосмысливает каноны героического кино, показывая, что в желании жить нет ничего плохого
«Дюнкерк» снят очень темпово: одна беда британской армии резво сменяет другую, катастрофы ВМФ следуют своим пульсирующим чередом. Солдаты тонут, выбираются на поверхность, вновь подвергаются массированной атаке в фирменно холодном стиле нолановского экшена, и так до тех пор, пока на редкость щадящий хронометраж картины неожиданно для себя и зрителя не подходит к концу
РЕЦЕНЗИЯ АННЫ ДЕДОВОЙ
«Дюнкерк» — молчаливое, бесполое и бесхитростное кино. За практически полным отсутствием имён, условным обозначением персонажей и полным игнорированием лица врага скрывается мощная история, увиденная не со стороны, а изнутри
РЕЦЕНЗИЯ АНАСТАСИИ ПЛОХОТИНОЙ
«Дюнкерк» — ничуть не мрачный, а в каком-то смысле романтический фильм. Режиссёр верит в возможность единения людей перед общей бедой и снимает притчу о прекрасной мечте всех экзистенциалистов – осознании, что все мы люди
РЕЦЕНЗИЯ АНДРЕЯ ВОЛКОВА
17-18. «Проект Флорида»
Витальное кино, полное жизни, похожее на спин-офф «Американской милашки»
Шон Бэйкер отложил в сторону айфон, на который снимал свой предыдущий проект, и пригласил оператора Алексиса Забе, чтобы перенести своего зрителя в кажущийся безмятежным и сказочным мир, расположенный на задворках американской мечты
РЕЦЕНЗИЯ ЭРИКА ШУРГОТА
16. «Ван Гог. С любовью, Винсент»
Потрясающая и уникальная попытка взглянуть на мир глазами гения, равнодушного к земным страстям и злобной людской суете
Перипетии детективно-квестового сюжета анимационной ленты Кобелы и Уэлшмана весьма заурядны. При этом фильм безупречен формой и прекрасен исполнением, в нем есть именно то, что делало полотна ван Гога выдающимися — настроение, пойманный момент бытия, искрящийся полнотой жизни
РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ КОТОВА
15. «Оно»
Классический сюжет Стивена Кинга обрел новую жизнь в инфернальной улыбке Билла Скарсгарда
По всему видно, что «Оно» далеко от апокалиптически провального обрушения «Темной башни», которая взяла от семитомной саги только название и несколько рандомных артефактов. Но глобально постановщику удается ровно одно: буквально несколькими сценами создать двоемирие в фильмическом пространстве
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
«Оно» в своей реинкарнации – почти идеальное отражение книги, настолько точное, насколько сможет стерпеть жанр и сам зритель.
РЕЦЕНЗИЯ АНАСТАСИИ ПЛОХОТИНОЙ
13-14. «Большая игра»
Нет кинособеседника лучше Соркина
Это не триллер об игорном бизнесе, не жизнеописание удачливого антигероя, не судебная хроника и уж точно не ода мифу об американской мечте. Это история, в которой идея подчинена не смакованию низменного, но торжеству порядочности над шкурничеством
РЕЦЕНЗИЯ АРМЕНА АБРАМЯНА
В этой схеме ставки уходят, к сожалению, не к Молли Блум в перверсивной смене социальных ролей, за чем наблюдать интереснее всего, а к Соркину, которому важно, чтобы на катке вовремя появился отец, сказал, что он психолог, и начал сам пользоваться услугами психоанализа у своей дочери
РЕЦЕНЗИЯ ДЕНИСА ВИЛЕНКИНА
13-14. «Тайна Коко»
Классически построенная история Pixar с налетом Тима Бертона, умело выступающая на этническом испаноязычном поле
Умный и нетривиальный, многослойный и трогательный комедийно-музыкальный мультфильм «Тайна Коко» — услада для глаз, ума и сердца
РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ КОТОВА
12. «Колумбус»
Светлый меланхоличный фильм про дружбу и поиск ответов на вопросы жизни
11. «мама!»
Гротескно, неожиданно, натурально – если не говорить о религии в кино так, то как тогда вообще?
Это громадная паутина, ироничная насмешка над каждым святым страдальцем, попытка перейти от порядка к энтропии, но не сойти с ума окончательно, разбрасываясь кружевным бельем и отмывая горы грязной посуды
РЕЦЕНЗИЯ АНАСТАСИИ ПЛОХОТИНОЙ
Бесстыдство Аронофски могло бы быть сопоставимо со скандальным и абсолютно нетабуированным творчеством Триера. Но последний преклоняется перед женщиной, ее непостижимостью, неподвластностью логике и психоанализу, стихийностью, хтонической мощью. В мире Аронофски, как и в любом из ныне существующих теоцентричных миров, Бог – мужчина, а мужчина – Бог
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
10. «О теле и душе»
Удивительной нежности и тонкости производственная мелодрама в декорациях мясокомбината
9. «Призраки Исмаэля»
Реальное, воображаемое и ментальное смешивается во взгляде героя Амальрика, обезумевшего в поиске золотого сечения на своём чердаке
8. «Первая реформатская церковь»
Личная тема обросла киноведческим прошлым автора и мудростью демиурга, который смог написать извечный сюжет на новый лад
6-7. «На пределе»
Лучший фильм Фатиха Акина и лучшая роль Дайан Крюгер
Акин сказал, что для него море – метафора смерти. Поэтичная, красивая и очень личная метафора, очень персональная. А вся его режиссура — это течение воды, которая отражает происходящее
РЕЦЕНЗИЯ ПОЛИНЫ ГЛУХОВОЙ
6-7. «Назови меня своим именем»
Красивое, чувственное, растворяющее в себе
5. «Аритмия»
Будет и Ялта, будет и август
«Аритмия» — кино зрелое, находчивое, пылкое, из тех, что даёт мощный витальный импульс и задаёт новый настроенческий вектор. Борис Хлебников верен себе: режиссёр был и остаётся едва ли не единственным принципиальным оптимистом от отечественного авторского кино, не потерявшим веру в человека, вообще, и российского человека, в частности
РЕЦЕНЗИЯ ИГОРЯ НЕСТЕРОВА
4. «Нелюбовь»
Андрей Звягинцев велик. Не на безрыбье, а сам по себе
Заключительными эпизодами своего последнего фильма Андрей Звягинцев предлагает вспомнить грандиозные финалы нескольких шедевров итальянского мэтра, вводя намеренные цитаты, порождая невольные ассоциации
КАК ФИЛЬМЫ АНТОНИОНИ ПОВЛИЯЛИ НА “НЕЛЮБОВЬ”
Пожалуй, никогда еще со времен «Возвращения» Звягинцев не был столь убедителен в трактовке самых трагических и отталкивающих воплощений вечного вопроса отцов и детей
РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ КОТОВА
Несмотря на то, что отсылки к творчеству классиков – Тарковского, Антониони, Бергмана вплетены в ткань фильма органично и аккуратно, территория «Нелюбви» — это вычурный и прозаичный масскульт, где центральное место занимает контекст, социальный и политический. Причём Звягинцев примеряет ранее не характерное для себя амплуа: то ли правозащитника, то ли колумниста «Новой газеты»
РЕЦЕНЗИЯ ИГОРЯ НЕСТЕРОВА
3. «Песня за песней»
Малик снова посылает куда подальше Макки и вообще все истории на миллион долларов
2. «Молодой Годар»
Изысканный, утончённый, серьёзный по содержанию и воздушно-лёгкий по форме фильм
Хазанавичус, сделавший себе карьеру на стилизациях и условности, упивается выпавшей в «Годаре» возможностью. Он не проламывает четвертые стены – картина выглядит как умная версия ЖЗЛ-реконструкций с телеканала BBC, выполненная всецело в логике Годара
РЕЦЕНЗИЯ АНТОНА ФОМОЧКИНА
1. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Яркий пример американского драмеди, каким оно должно быть
Как и предыдущие работы МакДоны, «Билборды» — это меткое сочетание триллера, комедии и драмы. Беспощадный психологизм подогревает остроту сюжета, однако самое изысканное в этом эмоционально насыщенном коктейле с привкусом экзистенциальной чернухи — персонажи
РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ КОТОВА