Postcriticism представляет редакционный рейтинг лучших фильмов 2018 года. В топ-лист попали все картины, упомянутые несколькими авторами
Авторские рейтинги:
Версия Виктории Горбенко | Версия Полины Глуховой | Версия Дмитрия Котова | Версия Андрея Волкова | Версия Армена Абрамяна | Версия Дениса Виленкина (+ Бонус) | Версия Стаса Селицкого | Версия Игоря Нестерова | Версия Эрика Шургота | Версия Сергея Феофанова | Версия Артура Корнилова | Версия Артура Сумарокова | Версия Антона Фомочкина | Версия Александры Шаповал
48. «Коллегия врачей»
Сошествие белого халата в лабиринт темных коридоров желудка больницы
47. «Бельмонте»
Рисовать я буду
46. «Черт нас возьми»
Витальное экранное эссе о связи Эроса с Танатосом
45. «Холмс и Ватсон»
Беспардонный идиотизм – верное правило доброй комедии
44. «Другая сторона ветра»
Возвращение с того света, воплощённая киномечта Орсона Уэллса
43. «Листья травы»
Парадигма бытия, сложенная из бытовых ресторанных зарисовок
42. «Чёрный клановец»
Маститая, язвительная и умная комедия с социально-политическим подтекстом
«Черный клановец» от начала и до конца пронизан абсурдными парадоксами, жуткими и одновременно удивительными. Спайк Ли отказывается от следования языку реализма, превращая реальный кейс в густое по своей визуальной и сюжетной фактуре кино
РЕЦЕНЗИЯ АРТУРА СУМАРОКОВА
41. «Красный»
Двухчасовое напряжение в каждой сцене, выросшее из анекдота
40. «Тьма»
Испорченный продюсерами и невероятно перемонтированный Полом Шредером vod-фильм «Умирающий свет»
39. «Блейз»
Чувственный фильм-посвящение культовому менестрелю Блэйзу Фоли
В фильме Хоука витает дух Ричарда Линклейтера. Это такое, интуитивно улавливаемое стилистическое родство, не эпигонство, но знакомый почерк – воспевание уходящего сквозь сито бытия времени, как самого важного ресурса в жизни человека
РЕЦЕНЗИЯ ЭРИКА ШУРГОТА
38. «Дорогой сын»
«Нелюбовь» и «Фокстрот» в причудливой моралистской головоломке от одного из главных современных арабских режиссёров
37. «Иванов»
Настоящий рыцарский роман на экране
36. «Улисс и Мона»
Самый грустный французский современник о несчастье и пути к новому счастью
35. «Человек на Луне»
Нервная, клаустрофобическая, почти шизофреническая драма
В каждой складочке губ удивительно точной Клэр Фой совершается эпос шагов – не для всего человечества, но для своей семьи, малой крохи великого космоса
РЕЦЕНЗИЯ АЛЕКСАНДРЫ ШАПОВАЛ
34. «На краю света»
Французская идентичность постепенно стирается, потому что и французов то вокруг не осталось
“На краю света” соткан из беспорядка. Немного нервно надрывается фортепиано, красиво, невпопад. Сцены сменяют друг друга, но между ними нет существенной логики. Чередуются месяцы, сезоны
РЕЦЕНЗИЯ АНТОНА ФОМОЧКИНА
33. «Холодная война»
Даже в худших проявлениях фильм Павликовского остается очень красивым и каким-то чрезвычайно нежным. На том и стоит
“Холодная война” не про саму войну, не про вывернутые кишки под танком и не про ядерную угрозу. Она про тех, чьим судьбам суждено было сгинуть в холоде её тлеющего угара, её ядовитых испарений и стать номерами, галочками и чёрточками в списках безвременно ушедших («здесь нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты»)
РЕЦЕНЗИЯ АРМЕНА АБРАМЯНА
Материал сильнейший – органика национальной песенной культуры. Способный оживить всех мертвых на земле
РЕЦЕНЗИЯ АЛЕКСАНДРЫ ШАПОВАЛ
В арсенале Кулиг два типа взгляда: «томный» и «с вызовом». Диапазон Томаша Кота меньше – многозначительность на лице, да и все. Между ними нет химии, но они красиво смотрятся рядом. Красивые польские лица, исключительно на плакат
РЕЦЕНЗИЯ АНТОНА ФОМОЧКИНА
32. «Середина 90-х»
Гимн безудержным прогулкам с друзьями на этапе взросления
«Середина 90-х» – это реквием по юности, но в большей степени – прием самоанализа через обращение к истоку жизни и первому опыту
РЕЦЕНЗИЯ СТАСА СЕЛИЦКОГО
31. «Капернаум»
Это гуманизм. А Надин Лабаки – гуманист. Хоть и режиссёрка
Прямолинейное кино, выросшее буквально из анекдотичной пубертатной претензии родителям, очевидно претендует на остросоциальность, но воздействовать на зрителя старается крайне аккуратно. Дело в том, что «Капернаум» – в меньшей степени творческий акт, в большей – трибуна для гуманитарного высказывания
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
30. «Девственницы»
Сказка о русалке в израильских водах, кажется, ставшая былью
29. «Мэнди»
Неон. Секта. Бензопила. Николас Кейдж
В мире кинематографа «Мэнди» – незваный гость, устроивший голый завтрак на обочине шумной магистрали. Панос Косматос снял кино, вытесненное за пределы всехжанровых измерений
РЕЦЕНЗИЯ ЭРИКА ШУРГОТА
28. «Отель у реки»
Погрустневший Хон Сан Су – о старости и моральной подготовке к смерти
27. «Реинкарнация»
Семья это могила, причем в буквальном смысле
Если удалить из сюжета мистическую составляющую, то останется классическая драма в её клинически-медицинском понимании. Кто-то сочтёт это недостатком, но ведь и любой хороший фильм ужасов не исчерпывается лишь назначением формальной пугалки
РЕЦЕНЗИЯ АРМЕНА АБРАМЯНА
26. «Хэллоуин»
Дэвид Гордон решил не продолжать историю «Хэллоуина: Воскрешение», а сделать вид, что после второй части никаких сиквелов не было
Снять в эпоху мета-модерна, пустившего когти во все нишевые жанры, консервативный слэшер – вызов. Грин, впрочем, не может определиться, кто его базовая жертва и final girl
РЕЦЕНЗИЯ АНТОНА ФОМОЧКИНА
Новый «Хэллоуин» находится на стыке двух влияний – примитивных пугалок а-ля «Пятница 13» и более изысканных произведений ужаса, как, например, фильм Карпентера или «Безумец», где действие намеренно замедленно в пользу атмосферы
РЕЦЕНЗИЯ АНДРЕЯ ВОЛКОВА
25. «Фаворитка»
Квазиисторическая картина, в которой фарс постоянно одерживает победу над фактом
Ее Величество Лантимоса расположила свои телеса где-то посередине между «Марией-Антуанеттой» Копполы и «Смертью Людовика XIV» Серра
РЕЦЕНЗИЯ ПОЛИНЫ ГЛУХОВОЙ
24. «Наркокурьер»
Старый конь борозды не портит
23. «Небоскрёб»
Скала отчаянно пытается всем надоесть и, кажется, ему это удаётся
Человечный герой боевика теперь редкость – стремление изжить драматургию привело к логическому исходу – комиксу, где нет уже и грана реальности. «Небоскрёб» стоит посмотреть всем тем, кто считает, что старая школа боевиков умерла – да нет, жива и иногда даёт ростки
РЕЦЕНЗИЯ АНДРЕЯ ВОЛКОВА
22. «Догмэн»
Комфорность маленького человека, ведущая во тьму
Обрамленная в четвертую стену лучших национальных кино-традиций, художественность Гарроне в «Догмэне» стремится к камерности его ранних работ, печальной и голубой, как капля дождя на морской глади
РЕЦЕНЗИЯ АЛЕКСАНДРЫ ШАПОВАЛ
21. «Пепел: самый чистый белый»
Чжанкэ может и снимает сугубо на экспорт, но делает это честно
Чжанкэ – непреклонный демагог, но от этого его картины не теряют ни искусности, ни смысла. Кажется, что фильм должен вот-вот завершиться, но финальные ноты органично переходят в увертюру. Как и своем самом известном фильме «Натюрморт», режиссёр пишет не столько социальный портрет, сколько мертвую природу душ, не мазками, а производительными взмахами
РЕЦЕНЗИЯ СТАСА СЕЛИЦКОГО
20. «Звезда родилась»
Новое – уже четвертое – прочтение классического фильма Уильяма Уэллмана, снятое, спродюсированное, написанное (частично) и сыгранное Брэдли Купером
Любимец публики и один из ведущих актёров современного американского кино стабильно проявляет интерес к независимым фильмам о надломленных людях («Слова», «Место под соснами»). В «Звезде» он доводит образ опускающегося человека до гипертрофированного трагизма
РЕЦЕНЗИЯ АРМЕНА АБРАМЯНА
Романтический мюзикл, полный мотивов своих предшественников, задышал по-новому, по-современному, а музыка стала отдельным персонажем. Первое совместное выступление Элли и Джексона является маячком цифровой эпохи, а героиня Гаги – явлением универсального артиста
РЕЦЕНЗИЯ ПОЛИНЫ ГЛУХОВОЙ
19. «Транзит»
Тревога по поводу хрупкости и нестабильности мира — в форме условного, а оттого ещё более актуального, действия
18. «Мои провинциалы»
Практически идеальный французский чёрно-белый фильм о молодых кинематографистах
17. «Двойная жизнь»
Оливье Ассайяс вновь исследует современность, с её призрачными явлениями и цифровыми формами сознания
Постановщик старательно растягивает дискурс своих предыдущих экранных эссе, чтобы в настоящем французском мамблкоре (с уютом свитеров, шапок, споров и посиделок за вином и чаем) затаиться и разыграть обманный маневр, за которым кроется рефлексия, самоанализ и отчуждение от реальности
РЕЦЕНЗИЯ АНТОНА ФОМОЧКИНА
16. «Остров собак»
Уэс Андерсон сохранил свой фирменный режиссерский почерк, даже снимая мультфильм
В последних фильмах у Уэса куда ни глянь, а везде побег. Вот и в «Острове» сначала сбежал мальчик, потом вместе с ним сбежали собаки. Бегут они вместе сквозь свалку и нечистоты в поисках счастья и правды
РЕЦЕНЗИЯ АРТУРА КОРНИЛОВА
15. «Магазинные воришки»
Корээда продолжает снимать свой самый главный фильм – о том, что такое семья
Корээда вырывает каннскую золотую ветку как воришка. Действуя привычными методами, он приходит к награде через спокойную, безвременную, реалистичную, проницательную драму про семью – с виду счастливую, но внутри полную тайн и серьезных преступлений
РЕЦЕНЗИЯ ПОЛИНЫ ГЛУХОВОЙ
14. «В моей комнате»
Репортёр средней руки Армин становится, буквально, последним мужчиной на планете
13. «Пылающий»
Вольная экранизация небольшого рассказа Харуки Муками, которую Ли Чхан-дон превратил из экзистенциальной зарисовки в бодрый триллер
Литературоцентричность – важная примета «Пылающего». В его основу положен небольшой рассказ Харуки Мураками «Сжечь сарай». Сюжетно фильм отсылает к еще одному произведению, где что-то горит – «Поджигателю» Уильяма Фолкнера. Не обошлось также без отсылок к Фицджеральду и Трумену Капоте
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
12. «Долгий день уходит в ночь»
Би Гань воплощает свой талант заклинателя времени-пространства
11. «Слон сидит спокойно»
Когда умирают молодые, они всегда рискуют превратиться в легенду
Героев тут четверо, и они подобны спичкам, которые шпана подбрасывает к потолку подъезда – влипшие намертво в побелку и стремительно догорающие. Метафоры Ху Бо ненавязчивы, но болезненно точны – бессмысленная детская забава как инсталляция внутреннего состояния человека
РЕЦЕНЗИЯ ЭРИКА ШУРГОТА
Ночь. Улица. Пустырь. Лапшичная. Все будет так. Но есть исход. Фигуры обязательно сойдутся в точке икс. Если поезд отменили – поехать можно на автобусе
РЕЦЕНЗИЯ АЛЕКСАНДРЫ ШАПОВАЛ
10. «Ван Гог: На пороге вечности»
Удачная работа Джулиана Шнабеля с превосходным Дефо в роли Винсента Ван Гога и хорошей подвижной камерой
Биографическая подоплека, фигура художника – материал для эссе. Шнабель оказывается в чужой шкуре и расписывается в любви к голландцу. Зритель для режиссера выступает камертоном, самостоятельно задающим себе тональность рассуждения и степень вовлеченности
РЕЦЕНЗИЯ АНТОНА ФОМОЧКИНА
9. «Закатать в Асфальт»
Писатель жанровой литературы продолжает карьеру в кино, ставя аккуратные, но важные эксперименты
Сантименты здесь нужны только для того, чтобы их потом выпотрошило свинцом
РЕЦЕНЗИЯ СТАСА СЕЛИЦКОГО
8. «Работа без авторства»
Один из лучших немецких фильмов XXI века
7. «Лето»
Кино о свободе
К Кириллу Серебренникову нет никаких претензий, он снимал витальное кино о юности, наполненное легким дыханием. Кино, исключенное из политического контекста, не имеющее отношение к борьбе с системой. Да, оно о свободе, но о свободе иного толка – той, которая разливается внутри, когда вам чуть за двадцать, в кармане есть пачка сигарет, в руке – бутылка дешевого молдавского вина, а рядом – красивая девушка
РЕЦЕНЗИЯ ВИКТОРИИ ГОРБЕНКО
Название фильма рифмует две разные песни двух разных исполнителей, которым и посвящен этот фильм. Фильм изображает этот путь: от беспечного рок-н-ролла Науменко с пивом и сейшенами в Ленсовета – к мрачному треку Цоя. Так «Лето» становится воспоминанием об утраченной юности и – одновременно – эпитафией на смерть советского рока
РЕЦЕНЗИЯ СЕРГЕЯ ФЕОФАНОВА
«Лето», в первую очередь, работает фильмом про сопротивление. И в этом его основная загвоздка. Герои слушают пластинки, банананят как только можно, беззаботствуют, но все по-настоящему серьезное как бы остаётся за музыкальными номерами, где-то происходит, но в силу цензуры мы смотрим рекламные музыкальные паузы
РЕЦЕНЗИЯ ДЕНИСА ВИЛЕНКИНА
6. «Зеленая книга»
Определенно самый заслуженный Оскар за лучший фильм со времен “Арго”
Фильм, снятый мэтром американской туалетной комедии Питером Фаррелли, – ловко выстроенная по законам лучших фильмов Фрэнка Капры рождественская трагикомедия, которая многими ошибочно воспринимается как стандартный Oscar Bait
РЕЦЕНЗИЯ ДЕНИСА ВИЛЕНКИНА
5. «Закат»
Кино иносказательное, толковательное, рассчитанное на зрителя внимательного и интересующегося
4. «Дом, который построил Джек»
Тест Роршаха
Это гигантский собирательный образ. Настолько большой, что Триеру приходится прибегать к цикличности, несколько раз обращаться к одной и той же системе символов и даже избыточно пояснять сущность главного героя в формате утешительной лекции
РЕЦЕНЗИЯ АНАСТАСИИ ПЛОХОТИНОЙ
Выходка избалованного и скучного маминого садиста с дефицитом внимания, который не может придумать, как удержать гостей
РЕЦЕНЗИЯ ДЕНИСА ВИЛЕНКИНА
3. «Дикая груша»
Начинающий писатель возвращается в родной поселок
Подлинный талант – облачать бытовое в поэтическое, обогащать банальность киноязыком. Так умел Эдвард Ян, умеет, хоть и в иной смысловой форме, Терренс Малик. Турецкий режиссер не отстает от упомянутых гениев в своем мастерстве запечатлевать обыденную жизнь так, что от экрана невозможно оторваться
РЕЦЕНЗИЯ ЭРИКА ШУРГОТА
2. «Экстаз»
Главный антиабортивный фильм на свете
Для Ноэ, обращавшегося к миру психоделического опыта в «Enter the void» здесь важнее оставить зрителя наедине с ужасом реальности происходящего. Никаких фрактальный изменений, только нежащиеся в собственных страхах потные тела, заполнившие закипающую от кислотного марева хижину в лесу
РЕЦЕНЗИЯ ДЕНИСА ВИЛЕНКИНА
1. «Вокс Люкс»
Пророческая, совсем не попкультурная, история женщины, которая поёт
Молодого режиссера интересуют не истории, но явления (культурные, исторические, социальные) — и феномены (диктатуры и массовой культуры, на каждый из фильмов). Он мыслит крупностями: поколениями, портретами времени, выводами
РЕЦЕНЗИЯ АЛЕКСАНДРЫ ШАПОВАЛ
По просьбе продюсера, Селеста в песне «Wrapped up» меняет «я» на «мы». Как бы эгоистичное местоимение отходит на второй план и прячется за проповедческой силой объединения в стране с развитой и культивируемой христианской идеологией. Америка начала скорбеть вместе с ней. Зло подобралось слишком близко, зарылось в самое сердце, и оно запело
РЕЦЕНЗИЯ ДЕНИСА ВИЛЕНКИНА